21 сентября православные отмечают один из основных христианских праздников – Рождество Пресвятой Богородицы, который еще называют Второй Пречистой. (Первая Пречистая или Успение Пресвятой Богородицы празднуется 28 августа и посвящена воспоминанию о смерти Божией Матери. Третья – 4 декабря, именуемая еще как Введение в храм, именно в этот день родители Богородицы отвели трехлетнюю Марию в храм и оставили на служение Богу). Об этих праздниках в народе говорят: "Первая Пречистая рожь засевает, вторая - дождем поливает, а третья - снегом покрывает".
Само событие Рождества Божией Матери не упоминается в Священном Писании, но не отметить день рождения Пресвятой Девы Марии православные, очевидно, посчитали упущением. Отмечать этот день верующие начали еще в V веке.
Рождество Пресвятой Богородицы празднуется Церковью как день всемирной радости. Наши предки в этот день старались не заниматься тяжелым физическим трудом, а еще под запретом была генеральная уборка в доме. В этот день рекомендуется соблюдать пост, и не только в еде. Важно не ссориться с близкими, не конфликтовать, не повышать голос. Помыслы должны быть чистыми: нельзя желать кому-то зла или думать о ком-то плохо.
А вот, что в праздник нужно делать, так это молиться и сходить в церковь. В день Рождения Пресвятой Богородицы православные женщины, которые не могут забеременеть, просят Деву Марию о даре потомства, о скором зачатии, о легкой и счастливой беременности.
Поскольку Дева Мария олицетворяет плодородие, благополучие и семейную гармонию, к этому празднику наши предки старались завершить основную работу на поле. Богородицу благодарили за урожай и уже собранные осенние богатства.
С праздником Рождества Пресвятой Богородицы также связано много народных примет. Согласно одной из них считается, что женщина, умывшаяся в этот день до восхода солнца, сможет сохранить свою красоту до самой старости, а незамужней девушке улыбнется счастье быть просватанной. Использовать такой шанс можно и в наши дни, однако следует учесть, что водопроводная вода красоте и сватанью вряд ли поможет. Умываться нужно обязательно речной водой.
Приметы на Вторую Пречистую
По этому дню также определяли, какими будут осень и зима:
Если в этот праздник ясный день — такая же погода будет до конца октября.
Если утром небо ясное, чистое и видны звезды — жди скорых холодов, но без дождей.
Если в этот день туман — начнутся дожди.
Если в день Рождества Пресвятой Богородицы идет дождь, то он может длиться еще 40 дней, а зима будет очень ранняя.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Родителями Марии были праведные Иоаким и Анна. До глубокой старости у пары не было детей, но они продолжили молиться Богу и просить, чтобы он даровал им ребенка, обещая отдать его на служение Ему. Однажды праведному Иоакиму после долгой и исступленной молитвы в пустыне явился архангел Гавриил и сообщил, что у него скоро родится дочь, которую нужно назвать Марией, и что через нее будет даровано спасение всему миру. Вскоре у Иоакима и Анны родилась дочь. До трех лет Мария жила в доме родителей. В три года девочку, согласно обету родителей, отдали в Иерусалимский храм на воспитание. В храме она занималась чтением богоугодных книг, усердной молитвой и рукоделием (расшиванием риз). Отличалась смирением, покорством, преданностью в исполнении воли Божьей.
В четырнадцатилетнем возрасте Дева Мария решила безраздельно посвятить Себя Господу Богу и дала обет всю жизнь пребывать в девстве. С четырнадцатилетнего возраста её обручили за старца Иосифа, который происходил из царского рода Давида через Соломона. Иосиф становится её хранителем и питателем, всецело заботиться о ней. Жила Дева Мария с Иосифом-обручником в небольшом Галилейском городке Назарете. Именно в Назарете Архангел Гавриил Благовеститель сообщил Деве Марии радостную весть о том, что она родит Спасителя мира.
Узнав от Ангела о беременности своей родственницы, Елисаветы, Дева Мария отправилась к ней в гости. Пробыв там три месяца, вернулась в Назарет, и после возвращения Иосиф обручник находился в большом смущении по поводу ставшей заметной беременности. Заметив признаки беременности, он решил тайно отпустить Деву Марию. Однако, как только Иосиф это помыслил, к нему во сне явился Ангел, который подтвердил, что Дева Мария чиста и невинна и зародившийся ребенок - от Святого Духа. И тогда Иосиф воспринял повеление Ангела принять жену свою беременной как повеление Божие. Так, именно Мария стала связующим звеном между миром земным и миром небесным.