25 ноября
Загрузить еще

Зачем в машине шофер? И без него ездить можно

Зачем в машине шофер? И без него ездить можно

Научно-исследовательское агентство Пентагона DARPA объявило о том, что 3 ноября 2007 года состоится уже третья гонка автономных автомобилей. То есть они поедут сами - без гонщиков. Создателей машины-победителя ждет внушительный приз в 2 миллиона долларов. На основе подобных разработок военные собираются создать армейские машины-роботы, способные воевать без участия людей. Или хотя бы подвозить патроны.

Дороги без дураков

Уклон у соревнований военный, но ими интересуются и гражданские конструкторы. Ведь идея убрать из автомобиля шофера давно не дает покоя. В самом деле, если автоматика со сверхбыстрой реакцией справилась бы со всеми премудростями управления, то на дорогах бы не стало аварий. По крайней мере тех, которые вызваны исключительно дурью водителей.

Некоторые, например немцы, решают задачу прямолинейно. Они сажают в кресло водителя робота. У него три руки - включать зажигание, крутить руль и переключать передачи. И три ноги - по одной на каждую педаль: тормоза, газа и сцепления.

Робот, которого зовут Клаус, рулит минивэном марки Volkswagen. Оснащен тремя лазерными сканерами, стереокамерой, спутниковыми навигационными системами, радарами и компьютером. И оперативно корректирует движение машины. Почти как человек. Разве что не ругается в окно на «чайников». На испытаниях Клаусу доверили свои жизни несколько сотрудников фирмы.

- Рулит плавно, а вот тормозит резко, - отзываются они. И пока не рискуют выпускать робота на городские улицы. Но как раз это и затеяли в Пентагоне. Новое соревнование автомобилей без водителей пройдет в городе. Хотя и не совсем в настоящем. Его построят специально - от греха подальше, но улицы будут настоящими - с перекрестками, светофорами и другими движущимися машинами. Роль пешеходов будут исполнять коровы и бараны.

212 километров по пустыне

Казалось бы, задача создать автомобиль-автомат не такая уж и сложная для современной науки. Однако в первых соревнованиях, состоявшихся в 2004 году, вообще не было победителей. Ни одна из заявленных машин не доехала до финиша. Кто-то просто заблудился, но большинство не справились с объездом препятствий - врезались в камни, застряли или свалились в кювет.

Лишь на следующий год финишную черту пересекли 5 машин из 23 стартовавших. А хотели стартовать аж 197, но отсеялись на предварительных этапах.

Гонки проходили в пустыне Мохаве (штат Невада, США). Трассу протяженностью в 212 километров надо было пройти максимум за 10 часов. По условиям соревнования команды получали CD с маршрутом, который вводили в «мозги» автомобилей-роботов лишь за два часа до старта.

Приз в 2 миллиона долларов забрала команда из Стэнфорда (Stanford University). Результат их автомобиля - 6 часов 53 минуты 58 секунд. Второе и третье места заняли машины одной команды Red Team из университета Карнеги-Меллона (CMU).

Условия гонок 2007 года будут сложнее - с движущимися препятствиями. Маршрут станет еще более запутанным, петляющим по улицам, с заездами во дворы. На 97 километров участникам отведено 6 часов.

- Они будут не просто устанавливать рекорды, но и творить историю, - заявил директор DARPA Тони Тейтер.

Без рук, без ног - в кабину скок

Сейчас DARPA принимает заявки на участие. И, как свидетельствуют специалисты агентства, большинство конструкторов отказались от роботов на водительском месте. Машины в основном оснащены так называемыми сервомоторами - электромеханическими устройствами, которые распиханы по корпусу и соединены с приводами руля, педалей и прочими системами управления так, что могут двигать ими напрямую. Без железных рук и ног.

Два года назад команда из Стэнфорда победила на внедорожнике Volkswagen Touareg с пятицилиндровым турбодизелем мощностью 174 лошадиные силы. Его глазами были пять лазеров, видеокамера и радар. Кроме того, автомобиль был оснащен компасом, несколькими датчиками, заменившими машине вестибулярный аппарат, и спутниковой навигацией с точностью определения координат в 20 сантиметров. В той же комплектации он выйдет и на очередную гонку.

А вот команда под названием LUX считает, что для ориентирования ее VW Passat 2006 года выпуска хватит лазеров фирмы-спонсора, которые будут «ощупывать» дорогу и препятствия на ней, внося коррективы в команды от системы спутниковой навигации. Хотелось бы, чтобы конструкторы довели систему до ума. Чтобы, например, можно было вызвать свою машину по телефону. Или, наоборот, отправить ее на дачу вместе с тещей, когда самому везти ее лень. Кстати, наверное, и водительские права не понадобятся. И вопрос со взятками гаишникам решится сам собой - что с робота возьмешь?

А В ЭТО ВРЕМЯ

За рулем робот

Помимо соревнований, специалисты из Стэнфорда уже собираются отправить свой автомобиль без водителя в реальное путешествие. Он должен будет самостоятельно добраться из Сан-Франциско в Лос-Анджелес в общем потоке машин.