Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
18 апреля
Загрузить еще

Федор Конюхов: "Я почти не спал все 11 суток полета"

Федор Конюхов:
Фото: Фото: ГК «Мортон»

Два года подготовки круго-светного путешествия, год на постройку самого большого в мире воздушного шара "Мортон", месяцы ожидания нужной погоды для старта, 11 суток и 6 часов над землей. И вот невероятный перелет позади. 23 июля наш земляк, уроженец Запорожской области Федор Конюхов сумел успешно зайти на посадку и приземлиться на западе Австралии.

По мнению всех мировых специалистов, перелет Федора Конюхова был идеальным, если можно так назвать эти дни и ночи на огромной высоте на грани выживания. Это сейчас Федор Филиппович много шутит и совсем скупо рассказывает про опасности, с которыми пришлось столкнуться. Вроде бы и не висела его жизнь на тросах, привязанных к 56-метровому шару. Так, прогулка по воздуху вокруг земли. И только когда Конюхов спокойно так, между делом, вдруг говорит, что пришлось выбросить почти всю еду и воду, понимаешь - это был настоящий подвиг человеческого духа и высочайший профессионализм.

"Сразу после приземления съел борщ"

- Федор Филиппович, поздравляем! Мы следили за вашим перелетом, верили, что у вас все получится, но все равно потрясены! Как провели первые часы на земле?

- Обнял сыновей, жену, внуков - я так долго этого ждал. Поблагодарил всех, кто участвовал в экспедиции, - меня же с земли постоянно вели, все контролировали. Съел борщ - жена к моему приземлению приготовила - и спать пошел.

- Наверное, долго спали?

- Наконец-то отоспался! Пять часов проспал.

- Вы шутите? Только пять? Вы же в полете лишь по 20 - 30 минут спали.

- В полете я совсем не спал. Не мог позволить - приходилось все время контролировать движение шара, следить за приборами. 

- 11 суток без сна? Разве это возможно?

- Только подготовленному человеку. Еще перед одиночными кругосветками на лодке я тренировался и освоил старую технику наших монахов: они брали двумя пальцами ключ и учились отдыхать за ту секунду, пока он падает на землю. В гондоле ключа у меня не было, поэтому я брал ложку. Как только глаза закрывались, она со звоном падала на дно, я просыпался и снова мог работать - за эту секунду успевал восстановиться. Так весь перелет.

- Невероятно. Неужели хватало энергии - вам ведь приходилось быстро думать и принимать решения, от которых зависела жизнь...

"Температура в кабине была минус 15"

- Я хорошо подготовился еще на земле, Оскар, мой сын (на фото - справа от Федора Филипповича. - Ред.) и все специалисты, которые вели перелет, очень помогали. Но это правда, нужны и подготовка, и опыт - ведь ты в воздухе один, никто не поможет, должен все проблемы устранить сам, это даже не технически, а морально тяжело.

- А когда было тяжелее всего?

- В первый день было тяжело, а с каждым днем еще тяжелее. В первый день было холодно, а с каждым днем еще холоднее... Самый опасный момент, я считаю, был над Атлантическим океаном, в грозовом циклоне, когда шар стало сносить к Антарктиде. Там же полярная ночь, темнота, минус 50, а то и больше за бортом. Если бы понесло над Антарктидой, то топлива могло бы до финиша не хватить, а еще снежные облака, буря, три горелки задуло, и они обледенели... Но с Божьей помощью справились.

- Печка же тогда вышла из строя - как вы не замерзли?

- Да, пришлось померзнуть. Кабина моя негерметична, поэтому внутри было где-то минус 15 - наледь на всех приборах, те, что с сенсорными экранами, сломались. Но я придумал, как построить новую систему отопления: тепло из горелок направил внутрь кабины, отогревал приборы. Ничего, выжил.

- А еда? Вы же теплой водой должны были сухие каши и бульоны разводить. Воду нагреть удалось?

- Еда моя в пакетах тут же в куски льда превратилась. Я ее выбросил как балласт перед посадкой. И замерзшие бутылки с водой тоже. 

- А что же ели?

- Да мне много не надо. Воду по чуть-чуть отогревал - пол-литра в день хватало.

- Были моменты, когда жалели, что решились на такой сложный перелет?

- Я ко всем своим экспедициям готовлюсь долго, жду их годами, поэтому получаю только радость. 

Федор уверяет, что весь полет спал по одной секунде: брал в руку ложку и, пока она летела на пол, успевал восстановить силы. Этой технике его научили монахи. Фото: ГК "Мортон"

БЫЛО ДЕЛО

Брат путешественника Виктор КОНЮХОВ: 

"Федор в 15 лет попытался переплыть Азовское море"

Знаменитый путешественник с детства был неугомонным и стремился к новым открытиям.

Как говорит его старший брат - нынешнему искателю приключений и тогда на месте не сиделось.

- По утрам он уходил из дома, взяв нашу собаку - Тарзана, шел с ним гулять в посадку, а потом забредал неизвестно куда, а мама его потом искала по несколько часов, - вспоминает Виктор Конюхов. - А в 15 лет Федор решился и вовсе на отчаянный поступок - задумал на баркасе переплыть Азовское море. Никому из взрослых не сказал об этом, подготовился к путешествию и двинулся в путь. Но я знал об этом, поэтому через некоторое время не выдержал и "сдал" его отцу. Тот сразу завел мотор и поплыл следом. Так Федю аж возле Керчи поймал - он на веслах успел почти 100 км проплыть от родного Приазовского района.

Совершить кругосветку - это тоже была мечта Федора еще с детства.

- Когда он в мореходку поступал, то сказал, что непременно океан переплывет - и сделал это, - с теплом в голосе говорит Виктор Конюхов. - Я за него очень рад, хоть и страшно даже следить за его приключениями - такие они отчаянные. Уж я ему говорил, что пора бы остепениться, ведь 65 лет скоро ему будет, но куда там - только с шара слез, уже готовится в Марианскую впадину нырять. А нам остается только следить, переживать и гордиться им.

Друзья Федора Конюхова тоже отмечают его целеустремленность, которая не проходит с годами.

- Он всегда достигал всего сам, не перекладывал свои идеи на чьи-то плечи, - заверила подруга семьи Галина Карабут, школьная учительница из села Атманай Акимовского района Запорожской области. - К примеру, несколько лет назад он решил построить в селе часовенку Святого Николая. Федор Филиппович мог себе позволить нанять рабочих, а сам только курировать проект. Но нет - помощь от односельчан принимал, но основную часть выполнил сам. Он весь в этом - лично участвует в том, что придумал.

Кстати, залив фундамент, Конюхов на время уехал - он отправлялся тогда в Гренландию. Пожелать ему успеха пришли школьники.

- Тогда дети спросили, зачем ему это все надо - так собой рисковать? - продолжает Галина Карабут. - Я навсегда запомнила его ответ: "Я - чудак. А на чудаках весь мир держится!" 

В БЕЗДНУ

Теперь - на батискафе в Марианскую впадину

Только спустившись с небес, Федор Конюхов уже приступил к работе над проектом "Погружение в Марианскую впадину в батискафе".

Такой уж он человек - не сидит без приключений. И прямо с высоты его тянет в темные глубины. На очереди у Федора Филипповича - погружение в Марианскую впадину, самую глубоководную точку Мирового океана - 11 км под водой. Но не в одиночку - второе кресло в суперсовременном батискафе, который взялись построить австралийские специалисты, займет его старинный друг и коллега по экспедициям Артур Чилингаров - ученый-океанолог

Идея исследователей - пробыть на глубине двое суток, чтобы успеть провести уникальные исследования, которые будут иметь не только научную ценность, но и практическую. 

Новости по теме: Федор Конюхов