24 ноября
Загрузить еще

Послание погибшему деду-фронтовику: "Дед, сегодня у твоего внука родился внук!"

Послание погибшему деду-фронтовику:
Фото: Рустам Абдуллаев говорит, что не мог не поделиться радостью с покойным дедом... Фото: Павел ДАЦКОВСКИЙ

История началась с импровизированного "письма", написанного маркером на одном из военных мемориалов Днепра. 9 мая возле таблички с именем погибшего солдата Жовтенко Петра Ефимовича кто-то синим маркером написал: "Дед, сегодня у твоего внука родился внук! Спасибо Богу и тебе за Победу!" Других исходных данных, кроме имени самого фронтовика, не было, но "КП" в Украине" решила попробовать разыскать того самого заботливого внука. 

"Решил поделиться радостью"

В райсовете, на балансе которого находится памятник, ничего не знали о загадочной табличке и душевном послании, в ветеранских организациях - тоже. Лишь в маленьком абзаце Книги памяти говорилось, что рядовой 333-го стрелкового полка Жовтенко родом из села Краснопавловка Лозовского района Харьковской области. Работники местного сельсовета посоветовали обратиться в Краеведческий музей. Мы уже было отчаялись и хотели перестать "играть в детективов", но одна из работниц музея указала на родственников фронтовика, которые до сих пор живут в том селе. Так мы вышли на внука. 

38-летний Рустам Абдуллаев оказался из семьи, где свято чтят предков - говорит, кавказские корни, видимо, сказываются. В этот День Победы он шел с цветами к могиле деда - так делает каждый год. У мемориала никаких торжеств не было. И тут - телефонный звонок, на том конце провода счастливая жена сообщила о рождении внука. 

- Эмоции настолько переполняли, что я решил поделиться радостной новостью с дедом - он же был ближе всех, взял и написал маркером, - смущенно улыбается Рустам. - Нельзя, конечно, на памятниках, но не удержался…

...А вот фотографии самого Петра Ефимовича время не сохранило.
Фото: ДАЦКОВСКИЙ Павел

Искал 20 лет

Большая семья Жовтенко долго не могла найти, где похоронен Петр Ефимович. Трое его детей сокрушались, что жизнь проживут и так о нем больше ничего не узнают. Помог Рустам, который с детства интересовался своей родословной.

- Я в Днепропетровске обошел все мемориалы. А лет пять назад случайно наткнулся в интернете на место захоронения, - говорит внук. - Табличку с именем деда тоже я установил несколько лет назад. На цемент ее посадил и скотчем по краю обклеил, чтоб не съехала, пока высохнет. На следующий день прихожу скотч снимать, а возле таблички человек семь комиссии из райисполкома. Ходят туда-сюда, за голову хватаются, мол, откуда она взялась и что с этим делать? Потом слышу, кто-то позвонил начальству, видимо, "доложить". 

- Это родственники установили, пусть уж будет, - резюмировали строгие чиновники. 

О самом Петре Ефимовиче Рустам знает немного, но очень им гордится. Фронтовик до вой­ны работал в колхозе, воспитывал троих детей - двух дочерей и сына. Самой младшей, маме Рустама, было всего несколько месяцев, когда отец ушел воевать. 

- Бабушке похоронка в 1943 году пришла. Там указывалось, что ее 31-летний муж умер в эвакогоспитале, - опускает глаза мужчина. - В Днепропетровске, а где именно - непонятно. Кстати, бабушка знала и то, что он ранен. Она с тремя детьми и мамой Петра Ефимовича приезжала сюда, чтобы повидаться с мужем. В декабре 1943-го город был полуразрушен, мосты разбомблены, люди переплывали реку на плотах. А вот их не пустили. Красноармейцы, дежурившие на переправе, увидели малышей, посмотрели на измученную молодую женщину и сказали: "Ты что, хочешь и себя, и детей погубить? В любой момент бомбежка начаться может!"

Так семья Жовтенко на холоде два дня прождала, что разрешат, но увидеть Петра так и не довелось. 

- Бабушка больше так замуж и не вышла, деда любила, - говорит Рустам. - Сама троих детей подняла, хату-мазанку построила. Немцы ведь, когда отступали, село дотла сожгли, еще и нашу корову застрелили. Так бабка на куски ее порезала и всем соседям раздала. Продукты просить в соседние деревни ходили. 

Еще жив родной младший брат рядового Петра Ефимовича, 90-летний дед Иван. Он - хранитель семейных воспоминаний. Иван Ефимович говорит, что в той же братской могиле похоронен еще один их родной брат. Когда он погиб, то был без документов, поэтому числится как неизвестный солдат. 

Новорожденного праправнука фронтовика Жовтенко назвали Ренатом. Дед Рустам собирается водить его к мемориалу 9 мая каждый год.

Фото: Личный архив Рустама Абдуллаева

КСТАТИ

Нашел случайно и могилу прадеда 

Уже в этом году на родине в Харьковской области Рустам пошел во время поминальных дней на кладбище и забрел в его старую часть. Не давала покоя еще одна незакрытая страница семейного архива - прадед Жовтенко, отец Петра Ефимовича. Долго бродил между заброшенных памятников, пока не наткнулся на табличку с именем прадеда. Оказывается, Жовтенко Ефим Иванович умер в родном селе от послевоенного голода 1947 года, пережив сына-фронтовика на четыре года. 

Новости по теме: История Ветераны