23 декабря
Загрузить еще

Окно в природу: За спиною родителей

В июне каждого года я получаю письма с одинаковым наблюдением: «Вороны у нас начали нападать на людей!» Приходится явление объяснять. Вороны ранее в городах не селились. Сейчас гнёзда их можно увидеть повсюду. В начале июня появляются в них птенцы. Ещё не умея летать, они затаиваются в кустах и траве. И, если нечаянно вы приблизились к этому месту, вороны взрослые с криком вас атакуют (у меня однажды сбили с головы кепку). Как только молодёжь становится на крыло, «сумасшествие» птиц прекращается.

Похоже ведут себя и сороки. Нападать на обидчика они не решаются, но, если попытаться заглянуть в гнездо с птенцами, сорока угрожающе застрекочет и что есть мочи начнёт клевать ветку, на которой сидит, давая выход законному негодованью.

Другие птицы ведут себя иначе. Не желая выдать нахожденье гнезда, утка прикрывает его пухом, незаметно убегает возможно далее от гнезда и только тогда взлетает. Многие птицы, прикидываясь ранеными, волочат крыло, на себя отвлекая опасность, угрожающую птенцам. Вариацию этого приёма я наблюдал на Аляске, пытаясь снять куропатку и её выводок. Тундряная птица - хорошая мать, она птенцов ни на секунду не упускает из виду. Отвлекает опасность от семьи куропач. Природа распорядилась белый зимний его наряд менять с запозданьем. Птица отважно садится на видном месте, подлетает к объекту опасности близко и выигрывает минуту-другую, давая куропатке с птенцами скрыться.

Ещё один приём остаться невидимым - сигнал родителей малышам: «Затаитесь! Не двигайтесь!» И птенцы замирают. Маскировочная окраска и чёткое выполненье команды родителей дают шанс малышам уцелеть.

Спокойствие силы.

Дрозды и ласточки защищают гнездо «обстрелом» врагов помётом. Мой друг Петро Коренев рассказывал случай из этого ряда. «У Цимлянского моря забрёл я в рыбацкий сарай вздремнуть. Ондатровую шапку бросил рядом с местом, где лёг. Просыпаюсь и вижу: шапка моя вся белая. Обхохотался: ласточки, приняв её за живого зверька и опасаясь за гнёзда, всё время, пока я спал, бомбили шапку помётом».

Но не всегда защита пассивна. Поморник в Антарктиде, защищая единственное яйцо на камнях, пикировал на меня со свистом крыльев так, что пришлось приседать. Птица коростель, оказывается, прибегает к защите, имитируя шипенье змеи. Об этом мне рассказал орнитолог Сергей Кулигин. «Косари забежали сказать, что нашли гнездо коростеля и не стали возле него трогать траву. Я сейчас же - туда! К желанной точке полз на животе, не подымая головы и, видимо, озадачил этим наседку. Вытянув шею, она стала шипеть по-змеиному и убежала, когда я попытался её снимать». Птица удод защищает гнездо нестерпимой вонью, из него исходящей. В некоторых местах удода зовут вонючкой.

А вот защита уже силовая. Некоторые совы могут у заглянувшего в гнездо выдрать когтями глаза. Орлы у гнезда на горном обрыве налётом могут сбить человека. Наседка-лебедь ударом крыла способна прикончить лисицу, посягнувшую на гнездо. Домашние гуси вас ущипнут, и довольно чувствительно, если станете беспокоить гусят. Даже воробей проявляет отвагу, защищая беспомощного птенца-слётка.

Овцебыков в  тундре истребили охотники. Сейчас в местах на севере, где когда-то они обитали, животных стараются поселять, завозя из Канады. Опасались, что новосёлы станут жертвой волков. Опасенья оказались напрасными. Увидев волков, овцебыки образуют вокруг телят тесный круг с выставленными наружу рогами. Звери, облизываясь, бегают вокруг этой крепости, а напасть не решаются: рога у овцебыков - оружие очень серьёзное. Таким же образом от волков защищают телят коровы.

К защите экзотической надо отнести способность сумчатых животных носить малышей в «кармане» на животе. Уже немаленький кенгурёнок вылезает из кармашка пощипать траву, но, заметив опасность, спешит в убежище, и мамаша прыжками уносит своё сокровище от врагов. Ещё два животных спасают потомство похожим образом. Хомяки прячут совсем ещё маленьких хомячат в больших защёчных мешках, а африканская рыба тилапия, инкубирующая икру во рту, и мальков в первую неделю их жизни спасает, широко открывая для них рот при опасности.

Следом за папой...

Еще один способ сохранить детвору - немедленно переправить её в безопасное место. Африканским бабуинам и американским опоссумам делать это довольно просто - у обезьяны дитя постоянно держится за шерсть матери, у опоссума полдюжины малышей, как бородавки, висят на теле. А еноты-полоскуны хватают щенка за шкирку и с этой ношей скрываются. Так же поступают многие другие животные, и в первую очередь волки. Для них эвакуация потомства из обнаруженного кем-то логова - самое срочное дело. Мать переносит волчат одного за другим в заранее присмотренное место. Интересно, что постоянное гонение сделало волка трусливым. Человека, оставаясь дерзкими и кровожадными, звери очень боятся. Волчица не издаст звука, скрытно наблюдая, как охотник из логова кидает волчат в мешок. Потому-то так важно для зверя упредить разорение логова. А хорошо знакомый нам вальдшнеп при опасности улетает с птенцом, прижимая к груди его лапками. Далеко с ношей улететь он не может, но и малого расстоянья довольно, чтобы пёстро окрашенный птенчик затаился в лесной чащобе.

И, наконец, есть животные, способные защищать потомство с решительной силой. В пустыне Калахари (Африка) мы остановились у проволочной дорожной ограды понаблюдать за страусом, одиноко ходившим в низких колючках. Появление наше страусу не понравилось, и настолько, что он сразу же кинулся на профессора Владимира Галушина, стоявшего ближе других к ограде. Ударившись о проволоку, огромная птица разбежалась для новой атаки. Ноги у этого бегуна столь мощные, что могут переломить ногу лошади, и мы, от греха подальше, удалились в машину. О необычном поведении птицы узнали позже. Птенцов у страусов водит не страусиха, а папа. Самцы даже дерутся за право водить страусят. И такой порядок понятен - нужна сила, способная уберечь страусят от множества разных врагов.

На страже молодняка всегда находятся носороги и бегемоты. Бегемоты больше всего опасаются крокодилов, живущих рядом. И потому розовенький, похожий на бочонок «кибоко» при опасности забирается на материнскую спину.
Если говорить об опасности встреч с родителями малышей, то в первую очередь надо сказать о медведях. Эти сильные хищники встреч с человеком не ищут (исключение - не лёгшие в берлогу голодные шатуны). Но избави бог нечаянно оказаться между медведицей и её малышами. Пренебрегая риском, медведица-мать решительно атакует всякого, кто ей покажется опасным для медвежат. Любопытно, что пуще всего она опасается медведя-самца. (Даже возможного отца медвежат!) Встреч с ним медведица всячески избегает, а если уж дети её попадут в поле зрения прирождённого каннибала, она с ним сражается даже с риском для своей жизни.

И рассмотрим теперь фотографию. Есть в Африке орёл по прозвищу «птица-нахал». Он нападает даже на тех, кого одолеть ему трудно. Вот редкий снимок. Самонадеянный хищник решил атаковать малыша африканского кабана бородавочника. Возможно, поросёнка он одолел бы, но перед ним неожиданно оказалась мать малыша. Посмотрите, сколько в облике её спокойной силы и уверенности защитить поросёнка, испуганно притихшего сзади матери. Орлу придётся признать надёжность этой защиты и как можно скорее удалиться.

Защита потомства - важный закон у всего сущего на земле.