Было, но прошло?
Кажется, совсем недавно маршрутки и троллейбусы, следующие через восточную и центральную проходные ЮМЗ, были переполнены его работниками. На "заводских" остановках пассажиры с облегчением вздыхали - мест в салонах становилось в два раза больше. Сегодня же на проходных не встретишь ни утренние, ни вечерние толпы. Южмашевцы ходят на митинги, требуя выплаты заработной платы, чуть реже, чем на работу. Завод еще в октябре прошлого года переведен в эконом-режим рабочего графика: один день в неделю. Чтобы поймать хоть кого-нибудь из заводчан в холодный и унылый, как и обстановка в цехах предприятия, мартовский день, пришлось изрядно померзнуть.
- Да что тут говорить: работы нет, денег нет, - отмахивается от наших расспросов один из проходящих мимо сотрудников. - Не думал, что после 30 лет работы на ЮМЗ буду вынужден искать подработки, чтобы прокормить свою семью. На заводе сейчас остались в основном старые и даже очень старые кадры, молодежь другая - им нужно зарплату хорошую получать. А у нас за предприятие душа болит. Не верим, что все загублено.
|
Мужчина вздыхает: раньше хоть тракторы выпускали на заводе и троллейбусы, а нынче цеха простаивают. Не говоря уже о том, ради чего был создан завод-гигант: разработка и производство ракет-носителей, ракетных двигателей и космических аппаратов сейчас на нуле.
- Да что тут непонятно? - сердится наш собеседник. - Пока не восстановим отношения с Россией, ничего в космической отрасли Украины не наладится.
А полвека назад Южный машиностроительный завод был гордостью не только Украины, но и всего Советского Союза, работать на нем считалось престижно. Завод удивлял своими разработками, а секретность режимного объекта придавала ему еще большую весомость, чай, не плюшками тут балуются, а боевые ракеты создают.
Расцвет космического гиганта был связан с легендарным конструктором Михаилом Янгелем, который разработал ракеты на долгохранимых топливных компонентах - Р-11 и Р-12. Следующими днепропетровскими ракетами были Р-14 (по американской классификации SS-5, дальность полета - 4500 км) и первая советская межконтинентальная Р-16 (SS-7).
Ее максимальная дальность полета составляла 13 тысяч километров, то есть она могла поразить любую цель в США с территории Советского Союза. А последняя работа Янгеля - межконтинентальная ракета Р-36М (SS-18) - вызвала уважение у американцев, которые прозвали ее "сатаной". Впоследствии грозная "сатана" станет мирным носителем "Днепр", а на базе боевых ракет будут созданы космические носители "Космос", "Интеркосмос", "Циклон-2", "Циклон-3".
|
Не "вписавшийся" в новую модель страны
На "Южмаше" не скрывают: ситуация усугубилась из-за разлада с Россией, ведь 80% "ракетных" заказов были именно от ближнего восточного соседа. Поступление денежных средств из-за этого сократилось более чем в 60 раз. Стало невозможным участие ЮМЗ в таких нашумевших проектах, как "Морской старт", в котором предприятие изготавливало ракету-носитель "Зенит-3SL" и "Наземный старт" (ракета-носитель "Зенит-3SLБ").
|
Восполнить российский "пробел" надеются с помощью других стран, но говорят об этом весьма обтекаемо.
- Сейчас мы работаем над новой ракетой "Вега" для наших европейских партнеров, недавно получили заказ на изготовление шасси для самолетов, - отрапортовал на недавней пресс-конференции председатель первичной профсоюзной организацииЙ "Южмаша" Валерий Васильев.
Лицо нужно сохранять - на сайте предприятия "вывешены" достиженя за 2015 год.
"На предприятии продолжается изготовление ракетно-космической техники "Антарес", "Днепр", "Вега", "Зенит", агрегатов шасси для самолетов Ан-140, Ан-148 и Ан-158, тракторов марки ЮМЗ, - говорится в сообщении. - По ранее заключенным контрактам изготовлены и отправлены заказчику пять маршевых двигателей четвертой ступени для РН "Вега". Осуществлена поставка двух основных конструкций первой ступени РН "Антарес".
Помимо этого, между ЮМЗ и компанией Orbital Sciences Corporation заключен контракт сроком до 2019 года. В рамках этого договора завод осуществляет изготовление и поставку основной конструкции первой ступени ракеты-носителя "Антарес".
|
В феврале же нынешнего года по результатам встречи с участием председателей польского и украинского космических агентств Марека Бонашкевича и Любомира Сабадоша был подписан протокол Первого заседания украинско-польской рабочей группы по вопросам использования космического пространства. Если все сложится, завод может получить заказ на создание ракеты-носителя легкого класса с экологически чистыми компонентами топлива. На днях ради этого соберутся в Варшаве.
Впрочем, политолог Андрей Золотарев считает, что украинская аэрокосмическая промышленность не нужна ни Европе, ни США.
Эксперт, правда, обращает внимание и на то, что процесс "отмирания" такого громадного предприятия начался не сегодня и он объективен. Доставшийся Украине в наследство от советской эпохи "Южмаш" в том виде, как прежде, увы, обречен.
- Время делает свое - старая система разрушается, - говорит Золотарев. - "Южмаш" ведь был громадным и сложным "организмом", по сути, государством в государстве. Со своей системой подготовки кадров, со своим соцкультбытом, даже своими ГАИ и прокуратурой. Всему этому теперь, естественно, не быть. И перспективы у ЮМЗ грустные: у завода колоссальный потенциал, но в ту модель страны, которую пытается выстраивать нынешняя власть, он не вписывается.
ЧЕМ ГОРДЯТСЯ НА ЗАВОДЕ
КСТАТИ
"Южмаш" возобновляет сборку ракетных комплексов
Месяц назад секретарь Совета национальной безопасности и обороны Александр Турчинов в интервью агентству "Интерфакс - Украина" заявил, что в самое ближайшее время планируется проводить пробные пуски ракет полностью украинского производства, созданных в кооперации исключительно украинских предприятий. Очевидно, подразумевались ракетные комплексы "Сапсан", "Гром" и "Коршун", разработанные КБ "Южное", изготовителем которых являлся "Южмаш".
В "Сапсане" в качестве средств поражения используются оперативно-тактические, зенитные и противокорабельные ракеты. "Гром" создан для уничтожения наземных целей на дистанции до 300-500 километров и должен заменить устаревшую "Точку-У", а "Коршун" по своим характеристикам не уступает известному американскому "Томагавку".
Известно, в частности, что 28 января 2016 года президент Украины Петр Порошенко сообщил, что в утвержденном варианте государственного военного заказа Украины на 2016 год предусмотрено выделение финансирования государственной целевой программы создания многоцелевого ракетного комплекса "Сапсан".
На самом предприятии возобновление сборки ракетных комплексов не комментируют, ссылаясь на секретность информации. Впрочем, по неофициальной информации, на Павлоградском механическом заводе, являющемся структурным подразделением "Южмаша", уже начата сборка отдельных единиц.