Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Научные прорывы в холсте и масле

Научные прорывы в холсте и масле

Для ученых картины великих художников - это не только произведения искусства, но еще и уникальный исторический документ. Благодаря наблюдательности мастеров реалистической школы мы располагаем удивительными свидетельствами того, как менялся наш мир. "КП" расскажет о нескольких открытиях, которые были совершены благодаря тщательному исследованию произведений старинных живописцев. 

Джованни Станки (1608 - 1675), Италия

  • Картина: "Натюрморт с арбузом и фруктами" (между 1645-м и 1672-м).
  • Область науки: растениеводство.
  • Суть открытия: ученые получили наглядное представление, как выглядел дикий арбуз и какими путями шла его селекция. 

Любимое развлечение Джеймса Ниинхюйса, профессора факультета растениеводства из Университета Висконсина, это разглядывание натюрмортов в музеях.

- Это удивительно - наблюдать, как селекция изменила внешний вид фруктов и овощей за последние 500 лет, - говорит ученый. - На своих занятиях по истории сельхозкультур я обычно демонстрирую студентам 350-летний арбуз с натюрморта Станки.

 

Этот полосатый - с толстенной коркой и небольшим количеством красной мякоти. Съедобная часть - это 6 отдельных секций с семенами. Серединка, которая сейчас является самой сладкой частью, состоит из мясистых белых волокон. Вряд ли Джованни рисовал незрелый арбуз: черные семечки - четкий знак того, что он созрел. Современные арбузы выглядят куда как аппетитнее. 

Рембрандт ван Рейн (1606 - 1669), Нидерланды

  • Картина: "Автопортрет" (1659) и другие.
  • Область науки: медицина.
  • Суть открытия: высокий уровень холестерина и атеросклероз ведут к раннему старению. 

Чтобы проследить возрастные изменения на группе добровольцев, ученому понадобится вся жизнь. Можно ли ускорить процесс?

 

Этим вопросом задались медики из Джорджтаунского университета. Они обратились к творчеству Рембрандта, который нарисовал около 40 автопортретов в разные периоды жизни. Рука реалиста очень точно отобразила внешние признаки прогрессирующего атеросклероза.

Особое внимание врачей привлек автопортрет 1659 года. В этот момент Рембрандту всего 53 года, но выглядит он гораздо старше своих лет. На левом виске отчетливо виден утолщенный сосуд лилового цвета, наверняка служивший причиной головной боли, мучившей художника. Морщины под глазами и еле заметное белое пятнышко в левом зрачке также свидетельствуют о высоком уровне холестерина. 

Питер Пауль Рубенс (1577 - 1640), Фландрия

  • Картина: "Три грации" (1638) и другие.
  • Область науки: историческая эпидемиология.
  • Суть открытия: установлено время и география появления в Европе инфекционного ревматоидного артрита. 

Сегодня этим недугом страдают в основном пожилые: каждый 20-й человек на земле, достигший преклонного возраста, мучается от боли в мелких суставах. Но в эпоху Возрождения в Старом Свете внезапно вспыхнула настоящая эпидемия этого заболевания, которого европейцы раньше не знали.

 

Этот феномен зафиксировал великий Рубенс. Характерная деформация пальцев на руке видна на картине "Три грации". В качестве модели для всех трех дебелых красавиц выступила вторая жена Рубенса Елена Фурман (художник женился на 16-летней девушке, когда ему стукнуло 53 года). Когда фламандец закончил картину, женщине исполнилось 23 года.

Доктор Тьерри Эпл-бум из Университета Брюсселя провел собственное расследование. Он обратил внимание, что признаки ревматоидного артрита появляются сначала на картинах фламандских мастеров. Сам Рубенс жил в Антверпене, крупном портовом городе, где часто бросали якорь корабли, вернувшиеся из Нового Света. А для Америки ревматоидный артрит - родное заболевание. Древнейшие захоронения индейцев, страдавших этим недугом, найдены в штате Алабама и датируются возрастом 4500 лет до нашей эры. Европейцы завезли в Америку оспу, которая выкосила миллионы индейцев. А обратно доставили домой сифилис и ревматоидный артрит. Поскольку европейцы не имели иммунитета к этой напасти, эпидемия приобрела взрывной характер.

Артритом страдал и сам Рубенс. В последние годы он уже с трудом держал кисть в руках, большую часть работы делали его ученики, он брался только за самые ответственные участки: рисовал лица и руки персонажей. Сейчас такие агрессивные формы артрита стали большой редкостью - иммунитет научился противостоять заразе.

Новости по теме: ученые История Художники