Ученые раскрыли тайну коллективной памяти для выживания

Фото: Фото: animal.comyr.com

В Швейцарии ученые-микробиологи раскрыли механизм формирования коллективной памяти у простейших бактерий. Коллективная память помогает организмам бороться со стрессами и приспосабливаться к суровым условиям обитания. Об этом сообщило издание "Зеркало недели" со ссылкой на журнал Proceedings of the National Academy of Sciences

Для изучения формирования памяти, ученые разместили две колонии бактерий в двух емкостях. В одной текла вода с концентрированным раствором хлорида натрия 80 миллимоль, во второй - чистая пресная вода.

Микробиологи из Швейцарской высшей технической школы Цюриха определили, как формируется коллективная память у бактерий, которая помогает бороться со стрессом. Исследование ученых было опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Ученые проводили наблюдения за несколькими колониями бактерий Caulobacter crescentus.

Для начала исследователи разместили их в нескольких контейнерах: в одном протекала соленая вода с концентрацией хлорида натрия 80 миллимоль, а в другом – пресная. Потом обе колонии разместили в агрессивный раствор хлорида натрия концентрацией 100 миллимоль. Бактерии, которые выращивались в соленом растворе изначально, показали более высокий результат и прожили дольше. Это стало первым фактором. При этом жизнь одной особи продолжалась не более получаса, а коллектива - почти два часа.

Вторым фактором формирования коллективной памяти стала периодичность, в какое время помещали бактерий в агрессивный соленый раствор. Если, после рождения, колонию переносили в экстремальную соленую среду в промежутке от 45 до 120 минут, то выживаемость была значительна выше, чем в промежутке от 90 и 150 минут.

Третьим фактором стал клеточный цикл деления бактерий и период их помещения в более жесткую среду обитания. Так, если бактерии успели пройти этап деления в интервале между двумя стрессами - от помещения в раствор хлорида натрия 80 миллимоль до 100 миллимоль, то они имели на 70% выше шансов выжить. Бактерии, которые только дошли до половинчатой стадии деления, погибали при помещении их колонии в среду 100 миллимоль хлорида натрия.