Их называют "невидимым батальоном": де-факто они воюют, де-юре не всегда имеют соответствующий статус. Женщины на войне не редкость: медики, кухарки, бухгалтеры, деловоды в штабах. Но ключевые и опасные должности, как правило, за мужчинами. "Ваше дело - рожать!", - говорят им. "Наше право - иметь выбор: рожать или воевать", - отвечают они.
Недавно в Днепропетровске киевские социологи представили исследование, в котором осветили юридические аспекты, бытовые проблемы и гендерные стереотипы относительно участниц АТО.
- Предпосылкой для проведения исследования стала инициатива "снизу", - рассказала "КП" в Украине" одна из авторов, доцент кафедры социологии Киево-Могилянской академии Тамара Марценюк. - Женщины, которые прошли через войну, обратились с просьбой помочь повлиять на юридическую дискриминацию в армии.
На сегодняшний день слабому полу ограничен доступ к военному образованию и к большинству военных должностей. Благодаря Надежде Савченко список женских профессий в армии пополнился летчиком и штурманом. Но до сих пор женщина не может занять должность военного переводчика, фотографа.
Социологи с помощью участницы АТО, известным руководителем волонтерской организации "Центр поддержки аэроразведки" Марией Берлинской, провели 42 интервью с женщинами - бойцами АТО, пытаясь определить их отношение к участию в боевых действиях и позицию мужчин относительно них.
О статусе
"Какие могут быть льготы, если нигде нет информации, что я там была? Ну, может, у кого-то она и есть, но не в тех местах, где нужно". (Респондентка 8)
Поскольку мобилизация в АТО предусмотрена для мужчин, а женщины для этого должны иметь военную специальность, то 40 из 42 интервьюируемых пришли на фронт добровольно и только две были мобилизованы. Впрочем, даже у тех, кто официально оформился на службу в ВСУ, специальность по документам не всегда совпадает с фактическим видом деятельности. К примеру, женщину-медика оформили начальником полевой бани (при этом бани нет и в помине) или же оформлена была как бухгалтер, а служила гранатометчицей.
Трудности с оформлением делают женщин-военнослужащих невидимыми и психологически, и юридически. Они теряют возможность получения льгот, положенных участникам боевых действий. А как объяснить ранение, если в документах значится, что она - деловод, а фактически управляла БМП?
Только 17 из 42 респонденток удалось получить официальное оформление, а позже и юридический статус участницы боевых действий.
О гендерных стереотипах
"У меня есть побратим, который доводил меня просто до слез. "Ты баба, тебе тут не место, родилась в юбке - шуми кастрюлями". (Респондентка 27)
Стереотипное отношение к себе по поводу того, что война - исключительно мужское дело, а женщина должна дома борщи варить, испытали на себе часть респонденток. Приходилось доказывать, что женщины могут воевать наравне с мужчинами.
- Сутки-двое - и они видят в тебе уже не женщину, а такого же солдата, - говорит одна из участниц исследования.
Многие отмечают, что мужчины на передовой пытаются оградить и защитить женщину, подвергаясь стереотипу о том, что это "слабый пол". Это и поддерживает, и злит одновременно, ведь они пришли для того, чтобы воевать, а не для того, чтобы их оберегали и жалели.
Факты презрительного отношения также имели место. К примеру, респондентка, имеющая детей, не раз слышала в свой адрес "мать-кукушка" от коллег по службе. Другая столкнулась с таким отношением еще на уровне военкомата.
- Они сами не понимают того, что мыслят стереотипами и относятся стереотипно, - объясняют сами же женщины. - Пробуют запихнуть тебя на кухню, поручить какие-то женские дела, которые на самом деле не являются ни мужскими, ни женскими. Возможно, они просто не привыкли к тому, что девушки вместе с ними выполняют всю работу.
|
О сексуальных домогательствах
"Насилия в свою сторону я не допускаю. О случаях насилия в нашем подразделении не слышала. Слышала про другие батальоны". (Респондентка 4)
Тему сексуального насилия мужчин-военнослужащих исследователи также не обошли. Из этических соображений участницам напрямую такой вопрос не задавали, однако некоторые из них рассказали, что были свидетелями таких случаев.
- Пьяный боец пришел ночью в комнату к девушке, она испугалась и выскочила на улицу в чем была. Это всего лишь один случай. На следующее утро он извинился, и конфликт был исчерпан, - рассказала одна из интервьюируемых.
В то же время боец одного из добровольческих батальонов заявила, что полтора месяца провела в блиндаже вместе с 16 мужчинами и никаких поползновений сексуального характера в ее сторону даже близко не было.
О бытовых условиях
"На женщин в армии ничего нет, такое впечатление, что их там не существует". (Респондентка 36)
Если форма и берцы для бойцов-мужчин худо-бедно предоставляются Министерством обороны, то бойцы-женщины покупают их за свои деньги либо же получают от волонтеров. Такая же ситуация и со средствами гигиены. Отдельных апартаментов тоже нет, поэтому часто женщины делят один блиндаж вместе с мужчинами. Уверяют: никаких стеснений и неудобств по этому поводу не испытывали, и даже в случаях, когда им предлагалась отдельная палатка, - отказывались.
На медицинское обслуживание в целом участницы исследования не жалуются, поскольку половина из них - сами медики. Но вот специфического гинекологического обслуживания армейская медицина не предусматривает, и обращаться за помощью к специалисту узкого профиля по большому счету удавалось только в военном госпитале.
ЧТО ДАЛЬШЕ?
Исследование уже передано в Министерство обороны. Его авторы и координаторы надеются, что оно поможет начать процесс реформирования украинской армии и сможет изменить отношение к женщинам-военным. Его главная идея в том, что армия должна формироваться из профессионалов. И если в число этих профессионалов хочет входить женщина, то пусть она имеет на это полное право.
КОМПЕТЕНТНО
"Женщина может воевать не хуже мужчины"
Бывший замминистра обороны, экс-начальник Генерального штаба Анатолий ЛОПАТА:
- Военная жизнь на самом деле - это не только бряцание оружием. На каждого бойца, который стоит на передовой и готов пойти в атаку, работают 3-5 человек, которые обеспечивают его деятельность. И среди этих пяти человек женщины могут быть очень эффективными. По-моему мнению, они хорошие офицеры связи, могут быть прекрасными аналитиками и эффективными менеджерами.
В то же время отрицать успешную деятельность наших дам, в том числе и на передовой, нельзя. Во многих случаях они справляются не хуже мужчин. Просто лично мне не хотелось бы посылать женщин на этот тяжкий военный труд.
Но если желание служить, например, быть артиллеристской, есть - мы не имеем права отказывать. И тут задача: сделать все возможное, чтобы обеспечить ей подобающие условия. Часто в этой ситуации ставят в пример Израиль. Действительно, у них женщины и мужчины служат на равных. Но ситуация все же у них другая. Там все предусмотрено для того, чтобы женщина чувствовала себя комфортно.
Поэтому я убежден: женщина может не хуже мужчины служить на передовой. Но это должно быть ее желанием, доброй волей, а не обязанностью.