24 апреля

Ученые оживили существо, замороженное в 1983 году

Фото: Тихоходка выглядит жутковато. К счастью, реальные размеры «монстра» невелики: длина - всего 1,5 миллиметра. Фото: Science Source

Водяной медведь, он же тихоходка, он же, выражаясь научно, Тardigradа, в очередной раз продемонстрировал свою сверхъестественную волю к жизни - способность выживать в самых неблагоприятных условиях. Мягко говоря, в условиях, не совместимых с земной жизнью.

В 1983 году японские ученые из Токийского института полярных исследований, находясь в Антарктиде в районе прибрежной станции Showa Station, поймали двух водяных медведей. Спрятали их в морозильную камеру с температурой минус 20 градусов. А ныне достали, разморозили и оживили.

Одно из существ оказалось самкой. Она не только ожила, но и, отогревшись, отложила 19 яиц - из 14 появились детеныши. Тем самым японские ученые и их подопытный водяной медведь поставили мировой рекорд по длительности нахождения в замороженном состоянии с последующим оживлением - 33 года.

Рекорд мог бы быть и более внушительным. Но второй медведь скончался. Хотя тоже подавал надежды - несколько часов после размораживания шевелил лапками.

Теперь ученые хотят посмотреть, произошли ли изменения в ДНК существ в ходе многолетнего эксперимента. Ведь тихоходки славятся еще и тем, что периодически встраивают в цепочки своей ДНК дополнительные участки, помогающие справляться с экстремальными условиями окружающей среды.

ЧУДО ПРИРОДЫ

Они могли бы жить на Марсе

Тихоходки - микроскопические беспозвоночные, близкие к членистоногим. Размер взрослых особей - примерно полтора миллиметра. Тело состоит из четырех сегментов, на каждом - пара ног. Всего их, стало быть, 8.

Одни тихоходки обитают в морской воде, другие водятся во мхах, лишайниках, на деревьях, скалах, на стенах. Их можно найти в горах на высоте 6 тысяч метров и на морском дне - на глубинах более 4 тысяч метров, в горячих источниках и во льдах. Питаются водорослями, мхами, лишайниками, червячками. Внешне похожи на медведей. За это и получили свое название - водяной медведь.

Тихоходки - самые живучие существа на Земле. Они не погибают даже в жидком гелии! Некоторые подопытные выдерживали по 8 часов при температуре минус 271 градус Цельсия. А в жидком кислороде - при минус 193 градусах - находились без вреда для себя 20 месяцев. И наоборот: тихоходок час кипятили - ничего им не делалось. Для них приемлема доза облучения в 570 тысяч рентген. Для человека же смертельны 500...

В 2007 году шведские ученые отправили тихоходок на орбиту в рамках миссии FOTON-M3 Европейского космического агентства. Выставили их в открытый космос. Через 10 дней вернули на Землю. Выжили почти все. То есть и вакуум не навредил водяным медведям. С трудом они перенесли лишь жесткий ультрафиолет.

Все секреты выживания тихоходок ученые пока не раскрыли. Известен лишь один. Попав в неблагоприятную среду, существа впадают в особый вид анабиоза - в так называемый ангидробиоз. Они сами себя высушивают, втягивая внутрь конечности и покрываясь восковой оболочкой, которая препятствует испарению.

В научной литературе описан случай, когда исследователи размочили в воде мох, иссушенный 120 лет назад. И через некоторое время из него выползли ожившие тихоходки.

Ученые уверяют: водяных медведей можно было бы отправить на Марс. Они бы и там выжили. А может быть, даже и прижились.

Считается, что тихоходки появились на Земле примерно 530 миллионов лет назад.