Исполнилось два года с исторического момента, когда под натиском общественных активистов Рада приняла беспрецедентное постановление - даровала амнистию людям, которые находились под следствием либо были осуждены за тяжкие преступления. Свободу получили около 30 человек, которых называли жертвами диктаторского режима и политическими заключенными. По иронии судьбы многие из прощенных тогда борются за реабилитацию "политических" уже при новой власти, а есть и такие, кто вновь побывал за решеткой. "КП" в Украине" узнавала, как сложилась судьба некоторых героев амнистии 2014 года.
Игорь Мосийчук
В первый раз активист Социал-национальной ассамблеи был арестовал в составе группы, которую прозвали "васильковскими террористами". СБУ инкриминировала им подготовку взрыва памятника Ленину в Борисполе.
После выхода из СИЗО заведовал пиар-отделом в "Азове", в мае 2014-го был избран депутатом Киевсовета от Радикальной партии. От нее же в октябре прошел в парламент. За время депутатства оказался замешанным во многих скандалах. В частности, вместе с однопартийцами избил в Чернигове телеведущего Алексея Дурнева.
В сентябре 2015 года Мосийчука лишили неприкосновенности и взяли под стражу. Генпрокуратура инкриминирует ему покушение на получение взятки, хулиганство, вмешательство в деятельность судебных органов. В ноябре прошлого года Игорь вышел из СИЗО в связи с истечением срока ареста. Сейчас он находится в больнице при институте имени Шалимова. ГПУ завершила следствие, но не может передать его в суд, так как депутат не ознакомился с материалами дела.
- Они пытаются как можно скорее сбросить с себя это, чтобы избежать ответственности за фальсификации, - поделился с "КП" в Украине" Игорь Мосийчук. - Меня лично допрашивали только один раз - под пытками. Во втором допросе отказали.
|
Дмитрий Павличенко
В политические узники старого режима он попал благодаря ультрас, которые развернули всеукраинскую кампанию за защиту семьи Павличенко. Вместе с сыном Сергеем Дмитрия судили за убийство судьи Зубкова, который своим решением отобрал у них пристройку к дому, служившую жильем. Младшего Павличенко приговорили к 13 годам, старшего - к высшей мере. Дмитрий стал единственным из "пожизненников", к которому применили амнистию.
Сейчас Павличенко-старший является правозащитником, членом нескольких общественных организаций. По его словам, прокуратура пыталась "шить" для него новое дело, подсылала провокаторов.
- Зато нам удалось вытащить сто человек из следствия и тюрьмы, - поделился с нами Дмитрий.
Место, где была пристройка к элитному дому, Павличенко отстояли.
- Сейчас пытаемся заставить власть компенсировать убытки, - говорит правозащитник.
Дмитрий является организатором и "говорящим лицом" неоднозначного "Майдана-3", который возник 20 февраля - в день памяти героев Небесной сотни.
|
Андрей Билецкий
Один из лидеров "Патриота Украины". Амнистию получил вместе с соратниками Игорем Михайленко и Виталием Княжеским. Все трое были арестованы в декабре 2011 года по обвинению в покушении на жизнь харьковского журналиста Сергея Колесника, который позиционировал себя как антифашист.
После амнистии создал в Харькове отряд "черных человечков", противостоявший антимайдановским силам в разных городах Украины. В мае 2014 года стал основателем батальона теробороны "Азов", который затем перешел в Нацгвардию.
В августе 2014 года награжден орденом "За мужество" III степени, в сентябре получил звание подполковника милиции. На выборах в Верховную Раду прошел как самовыдвиженец - в пользу Билецкого снял свою кандидатуру советник Авакова Зорян Шкиряк.
В настоящее время является замглавы Комитета по вопросам национальной безопасности и обороны. По данным электронной регистрации депутатов, присутствовал в Раде на 3 пленарных заседаниях, отсутствовал на 150. Тем не менее является соавтором 18 законопроектов, большинство из которых посвящены правам и гарантиям участников боевых действий.
Игорь Михайленко по-прежнему служит в полке "Азов".
Виталий Княжеский занимается беспилотниками для АТО.
|
Олег Однороженко
Доктор исторических наук, идеологический референт "Патриота Украины" харьковчанин Олег Однороженко был арестован в июле 2012 года за соучастие в избиении активиста организации "Надежда нации" Алексея Корнева в 2009 году. Также ему вменяли избиение активистов "Сокола" в 2011-м. В ноябре 2012-го суд отпустил Однороженко на поруки двух депутатов, однако 23 декабря 2013-го он снова оказался в СИЗО.
После победы Майдана Олег вступил в полк "Азов", став командиров по работе с личным составом. Из Нацгвардии уволился в ноябре прошлого года
- Сейчас я живу и работаю в Киеве - в Украинском институте археографии, - рассказывает Олег Однороженко. - Горячая стадия в АТО прошла, решил вернуться в науку.
Историк говорит, что работает над книжками, которые не успел закончить до ареста и военных событий в стране.
|
Виталий Запорожец
Житель Семиполок под Киевом не имел отношения к политике, пока не был арестован в сентябре 2011-го за расстрел начальника Калитянского поселкового участка милиции Николая Симоненко. В защиту Виталия Запорожца встали его земляки и представители радикальных партий. Если бы не Майдан, он отсидел бы в колонии 14 лет.
- Сейчас я работаю помощником народного депутата Андрея Лозового (Радикальная партия Олега Ляшко). Я познакомился с ним, когда он приезжал защищать меня в суде, и очень благодарен за это, - рассказал нам Виталий Запорожец. - После освобождения я чувствовал повышенное внимание ко мне со стороны милиции, но прямых попыток мести не было.
Живет Виталий по-прежнему в Семиполках, где имеет приусадебное хозяйство. На работу ездит в Киев. К публичным людям не принадлежит, но ходит на заседания "Комитета освобождения политзаключенных".
|
Сергей Демин и Антон Харитонов
Сводные братья Антон Харитонов и Сергей Демин, а также их друг Евгений Федорченко известны Украине как "запорожские пономари". В первый список амнистированных они не попали, но оказались во втором по настоянию общественности. В 2010 году трех парней обвинили во взрыве Свято-Покровского храма в Запорожье, приговорили к 13 и 14 годам.
Три года "пономари" провели в СИЗО и год в колонии. Они получили свободу, но не оправдание. Высший специализированный суд вернул дело в первую инстанцию.
- С апреля 2015-го не было ни одного нормального слушания. Мы хотим, чтобы дело вернули прокуратуре и начали новое расследование. Ведь настоящие преступники остались на свободе, - говорит мама Антона и Сергея - Ольга Демина. - Дело умышленно затягивают. Ведь если сыновей оправдают, значит надо наказать судей, прокуроров, следователей, которые засадили их в тюрьму.
Антон и Сергей говорят, что также намерены добиться компенсации за свои страдания. Если потребуется - будут обращаться в Европейский суд.