Закрытые пропускные пункты в зоне АТО - сейчас главная тема для разговоров у тех, кому приходится ездить через линию разграничения. После того как из-за угрозы обстрелов людей и машины перестали пускать через самые популярные "коридоры" - артемовский ("Зайцево") и кураховский ("Марьинку") - "бутылочным горлышком" для выезда в мир остался, по сути, только один блокпост - "Новотроицкое". Что там творилось в первые сутки после закрытия "Марьинки", даже терпеливые и сдержанные волонтеры окрестили одним из кругов ада. После того как на ночь в чистом поле осталась ночевать трехкилометровая очередь из машин, проблему признали и пограничники. В ведомстве подтвердили: нагрузка на пропускной пункт колоссальная. В первый день закрытия марьинского блокпоста линию разграничения пришлось пересекать корреспонденту "КП" в Украине".
За 3 часа не проехали ни метра
- Приехали, - констатировал водитель старенькой маршрутки, упершись в хвост многокилометровой очереди. На часах половина девятого утра, путь из Донецка "куда-нибудь, потом в Константиновку, потом на поезд" у меня начался в 7 по-местному (время тут сейчас московское). Пассажиры засуетились, потянулись на выход и за сигаретами. С первого взгляда стало понятно: спешить не стоит. Вот уж действительно приехали!
Уходящая за горизонт очередь, заглушенные двигатели машин - утро в степи и пикник на обочине в одной картинке.
- О, только приехали? - спрашивает меня женщина средних лет, опершись на капот старенькой "девятки". - Ну-ну. Я уже третий час стою, и ни на метр не сдвинулась. Чаю горячего хотите?
Угощать друг друга в многочасовых очередях тут уже давно стало традицией. Попавшие в тянучку люди уверены: если они не помогут друг другу, поддержки ждать больше неоткуда.
Особенно это актуально зимой. Ну не будет же бабушка, которая из последних сил едет за лекарствами, тащить на себе еще и термос с чаем?
Понять, насколько медленно двигается очередь, можно по обочинам. Там, выбрав места, куда падают солнечные лучи, люди собираются большими компаниями. Обсуждают насущное, раз в час отправляют кого-то "разнюхать".
- Да что? База у них опять зависла! Третий случай за утро. Уже час очередь не двигается… - сетует шахтер из Донецка Виталий Толчилин, он едет в Днепропетровск к дочери. - Пока до поста и обратно дошел, больше часа прошло. Считал машины, но на 553-й сбился.
Полдня - считай, проскочили!
В нашей компании на обочине (хотя какая обочина, едва полметра от машин отошли. Дальше страшно - мины) в основном пенсионеры. Разбавляет компанию стайка девушек.
- Мы каждые две недели ездим, - делится Марина. - Стараемся вместе, вчетвером, так не очень страшно. Я - мастер маникюра, Аня - косметолог, Валя - парикмахер, а Ксюша ресницы наращивает. Мы вместе в Киев перебрались год назад, там работаем на дому, но постоянно мотаемся в Донецк, у нас там много клиентов, просят приехать, да и заработок. Трудимся на два фронта! Проезжаем блокпосты как повезет. То за 6 часов справляемся, а как-то на двое суток застряли. Никогда не знаем, к чему готовиться.
Поэтому всегда с собой целая сумка с едой, несколько термосов, аптечка и пледы. За плечами такой опыт, что скаутами запросто можем быть!
За разговорами проходит пару часов. Очередь продвинулась метров на 200. Солнце уже по-весеннему припекает, наши старушки радуются.
- Погода-то - чудо! - восхищается пенсионерка Анна Станиславовна, она едет за лекарствами и пенсиями для своих бабушек-подружек. - В прошлый раз мы тут задубли - ветер был страшный, снег с дождем, спрятаться некуда. В автобусах едва лучше, чем в поле! Думала, не переживу! А я ведь из нашей компании самая крепкая. Если слягу, некому и ездить будет. Все остальные если не лежачие, то ходят с трудом.
На блокпостах наш автобус в общей сложности простоят чуть больше 8 часов. Бывалые констатировали: такое и при трех работающих блокпостах не всегда было. Повезло. То, что проскочили чудом, я поняла, когда, уже разобрав сумку дома, открыла соцсети. Поток комментариев на форумах и группах позволял сделать вывод: большинство людей в эти дни застряли в очередях хорошо если на сутки. Ситуацию путешественники называют "ад на блокпостах". Огромные тянучки не только на украинском пункте пропуска - несколько часов пришлось провести и под Еленовкой на "ДНРовском" КПП.
КОММЕНТАРИЙ ВОЛОНТЕРОВ
- Если ад существует, то один из его кругов перекочевал на Мариупольскую трассу. По-другому назвать происходящее там сегодня язык не поворачивается, - прокомментировали огромные тянучки на блокпосту в "Донбасс SOS". - "Льготники", продажа очереди, скандалы, ругань, измотанные нервы. На Еленовском посту в сторону Мариуполя очередь около 5 километров, движения практически не было. Перед постом оставались ночующие, некоторые провели там две ночи подряд. В первые сутки после закрытия Марьинки очередь ночующих в направлении Мариуполя была около 3 километров. Мы искренне советуем всем, кто собирается в ближайшее время пересекать линию соприкосновения: если у вас есть возможность перенести поездку - лучше это сделать.
ОФИЦИАЛЬНО
По информации от Госпогранслужбы, в первые сутки после закрытия пропускного пункта "Марьинка" (Курахово) КПВВ "Новотроицкое" пересекли 7955 человек и 1580 автомобилей; КПВВ "Гнутово" - 3815 человек и 935 транспортных средств; КПВВ "Станично-Луганское" - 3050 человек.
- На "Новотроицком" очереди из автомобилей увеличились в разы и тянутся несколько километров, - сообщили в ведомстве. - В свою очередь Госпогранслужба делает все возможное, чтобы обеспечить скорейшее оформление граждан. Учитывая время работы КПВВ, легко подсчитать, что для проверки одного гражданина контрольные службы в среднем тратят около 12 секунд, а автомобиля - около минуты.
КСТАТИ
После закрытия "Зайцево" и "Марьинки" "Новотроицкое" осталось практически единственным работающим КПВВ. Номинально машины могут проезжать еще через пункт пропуска "Гнутово", там очередей практически никогда нет - блокпост расположен очень неудобно (в стороне Новоазовска), к тому же туда ведут очень плохие дороги местного значения. Работающим также считается пункт в Станице Луганской, но пересекать линию разграничения там могут только пешеходы.
СПРАВКА "КП"
Кто чаще всего рискует ехать*
*По данным волонтеров и перевозчиков.