Загрузить еще

Донецкий акушер: "Наши дети сейчас отрезаны от мира"

Донецкий акушер:
Фото: По оценкам ЮНИСЕФ, в результате конфликта пострадало примерно 1,7 миллиона украинских детей. Фото: Виктор Гусейнов

Обстрелы, отсутствие работы и острая нехватка денег, дефицит лекарств и космические цены даже на самые простые продукты - в таких условиях сейчас выживают жители Донбасса. Даже здоровым и работоспособным приходится тяжко, а рождение малыша для многих становится и вовсе неподъемной ношей. И тем не менее сейчас регион не переживает демографического кризиса - малышей рождается едва ли не больше, чем в довоенные времена. Только порой родители не забирают кроху из роддома в нарядном конверте, а украдкой сбегают, оставляя малыша на руках у медсестер.  

Очертить масштабы проблемы нереально

 - Стало брошенных детей больше в два, а может быть, в три раза. Мы не знаем статистики на неподконтрольных территориях, поэтому ни государство, ни авторитетные организации типа ООН и ЮНИСЕФ не владеют информацией в целом, - говорит психолог Алена Лукьянчук.

Впрочем, медики не под запись признаются: уговаривать мамочек не отказываться от ребенка им сейчас приходится в разы чаще. Для кого-то аргументы врачей оказываются действенным рычагом, кто-то же продолжает стоять на своем. Аргументы у мам-кукушек чаще всего одинаковые: мол, в таких условиях самим бы свести концы с концами, какой уж тут ребенок.

О том, как это - поднимать ребенка в военном регионе, в красках могут рассказать молодые мамочки из Донецка.

- Естественно, как мама я не могу никак оправдать тех, кто бросает детей. Это большой грех, - говорит мама 2-летнего Марка Наталья Вознюк. - Но честно скажу, если бы мы жили вдвоем с мужем или, не дай бог, я была матерью-одиночкой, мы бы с малышом  умерли в нищете. По самым скромным подсчетам, сейчас на сына уходит денег больше, чем на взрослого в нашей семье. Одна только упаковка подгузников в Донецке стоит больше 1000 рублей (500 гривен), и хватает ее на 10 дней. Плюс продукты, одежда, средства гигиены. А если ребенок заболеет? Детские лекарства дороже, чем взрослые. Да, часто спасает гуманитарная помощь. Но если родители без работы, никакая гуманитарка не покроет даже самые базовые нужды. 

Врачи не отпускают новорожденных в горячие точки

Тем не менее волонтеры, доктора и соцработники не устают уговаривать растерянных мамочек не бросать малышей. В Донецке продолжает работать частный социальный центр матери и ребенка, где женщинам, оказавшимся в сложной ситуации, дают приют, питание и необходимые пеленки-распашонки. Здесь можно жить, пока ребенку не исполнится полтора года.

- У нас живут девочки из самых горячих районов Донецка и области. Кого-то мы уговариваем не бросать малышей, а кому-то забирать ребенка попросту некуда. Одна из наших подопечных провела всю беременность в подвале на Путиловке и собиралась перевезти туда новорожденного - естественно, врачи не отпустили. У другой мамочки жилье разбомбило снарядом, и дорога была только на улицу, - рассказывает руководитель центра Татьяна Носач.

Младенцев хотят оставить в большом городе

Не под запись донецкие акушеры откровенничают: если в начале войны общество мобилизовалось и случаи отказов от младенцев практически свелись к нулю, то сейчас наступил момент своеобразного расслабления и в роддомах снова регулярно "забывают" детей. Причем часто в областной центр едут специально, чтобы родить и оставить ребенка - даже с подконтрольных территорий.  

- Недавно у нас рожала женщина из Красноармейска. Приехала заранее, полежала пару дней, родила в срок, а потом призналась, что ребенка забирать не собирается. Мол, третьего не потяну, пусть остается у вас, отдайте его хорошим людям. Уговаривали, даже начали собирать помощь, но на третий день мамаша уехала, не оставив даже номера своего мобильника, - рассказывает на условиях анонимности акушер-гинеколог одной из центральных больниц Донецка.

По словам врача, мамы нежеланных деток часто уверены, что в большом городе для их малыша обязательно найдутся состоятельные приемные родители, и таким образом пытаются "устроить" ребенку более благополучное будущее.

Впрочем, от таких суждений в местных домах ребенка врачи просто вздыхают. Тут говорят: рассуждать подобным образом могут только те, кто никогда не имел дела с брошенными детьми. 

- Даже в мирные времена детей усыновляли совсем не часто. О чем мы можем говорить сейчас? - поделились с "КП" в Украине" на условиях анонимности в одном из детских домов Донецка. - Те, кто остался и не уехал во время боев, люди весьма среднего достатка, а с нынешними ценами так вообще скромно живущие. Будут ли они брать малыша? Тем, у кого финансовая возможность есть, сейчас, поверьте, не до сирот. Прибавьте к этому бюрократические проблемы. Например, как оформить усыновление по закону? И то, что раньше наши дети попадали во всеукраинскую базу и за ними могли приехать из любого города, а сейчас мы буквально отрезаны от мира. И в итоге мы получим суровые реалии: за эти полтора года у нас никого не взяли в семью. 

Кроме этого, воспитатели вспоминают: раньше были случаи, когда за донецкими малышами приезжали семьи из других стран и даже континентов. Сирот за границу "продвигали" множество фондов, часто иностранцы забирали даже тяжелобольных деток, которых в Европе или Штатах ставили на ноги. Сейчас врачи признаются: может, к сиротам из зоны боевых действий у иностранцев и был бы интерес, только как устроить потенциальным родителям хотя бы "просмотр"? Ведь через блокпосты заграничных гостей с такими целями не выпустят ни украинские пограничники, ни "ДНРовцы".  

В ТЕМУ

Новый закон упростит усыновление детей из Донбасса

Новая редакция закона "Об усилении социальной защиты детей", принятая Радой в конце января, упростит процесс усыновления детей из Донбасса 

Речь идет о тех детях, чьи документы утеряны или остались в зоне военного конфликта. Раньше закон требовал возобновления судебных решений по статусу детей-сирот или детей, лишенных родительской опеки. Но такой подход затягивал процесс усыновления или вообще делал его невозможным. Теперь же для устройства ребенка в семью хватит лишь выписки из реестра департамента усыновления и защиты прав детей.

"В остальном же процесс усыновления детей из Донбасса остался прежним. Вы можете усыновить или взять под опеку только тех детей, которые находятся на украинской территории", - пояснила руководитель программ и проектов гуманитарного штаба "Поможем" Дарья Касьянова.

Изменения в законе также предполагают усиление ответственности государства за судьбу детей, которые пострадали от военных действий, - речь идет о предоставлении детям материальной, медицинской и психологической помощи. Также каждый ребенок, в том числе прибывший без сопровождения родителей или других законных представителей, может получить справку переселенца.

Этот закон был принят Верховной Радой 26 января и направлен на подпись президенту 3 февраля. В течение 15 дней Порошенко должен подписать документ или вернуть его на доработку. Как только закон будет опубликован в "Урядовому кур'єрі", он вступит в силу.