Эпидемия гриппа внесла свои коррективы в учебный процесс. В ряде областей даже пришлось ввести в школах карантин. Болезнь, по словам медиков, наконец, отступила, и дети вернутся за парты. Но как будут наверстывать упущенное? В Киеве, например, дети прогуляли аж три недели.
- Могут быть разные варианты. Один из наиболее эффективных - сделать все поэтапно: одна неделя компенсируется за счет весенних каникул, на протяжении которых дети должны будут учиться, вторая неделя - за счет занятий по субботам, а третья - за счет интенсификации и оптимизации обучения, - рассказала "КП" в Украине" столичный учитель английского языка Раиса Полякова. - Кроме того, во время карантина многие ученики работали самостоятельно, особенно это касается старших классов. Также велась учеба онлайн: преподаватели общались с детьми по скайпу, задавали домашние задания либо выкладывали их на сайт школы. Когда возобновится учеба, дети на уроках сдадут учителям выполненные задания.
"КП" в Украине" попыталась разобраться, как правильно нагнать учебную программу и какие подводные камни ожидают детвору и педагогов в этом нелегком деле.
На занятия по субботам
Во многих учебных заведениях уже готовятся к шестидневке. Однако традиционный еще с советских времен способ наверстать программу все чаще становится предметом споров и критики со стороны педагогов и детских психологов.
- Я хорошо запомнила время, когда у нас в гимназии практиковали шестидневку. Мне, взрослому человеку, казалось, что выходных практически нет, было довольно тяжело. А уж детям и подавно. Зазор на два выходных дня необходим малышам. К тому же в субботу детские биологические часы настроены на отдых, не стоит ломать этот естественный график, - считает директор киевской гимназии Светлана Петрашенко.
Отмена каникул
Самый реальный и логичный способ немного нагнать программу - это продолжать учебу на весенних каникулах, считают многие педагоги. Однако это всего неделя, компенсировать упущенное полностью все равно не удастся.
- Оптимальный вариант вдобавок к отмене каникул - позволить педагогам пересмотреть пропущенную программу. Каждый учитель может сам определить, какой теме нужно больше внимания, а какую можно "урезать". Это позволит подтянуть самое ключевое, - говорит учитель русского языка и литературы Тамара Мирошник.
Дополнительные уроки и домашние задания
Повышение ежедневной нагрузки - это, пожалуй, один из самых спорных методов.
- Для детей это будет тяжело. Наша программа по количеству часов и без того достаточно напряженная. Особенно это чувствуется в средних классах, когда после 3-4 уроков у детей снижается внимание. К тому же учебников в школу придется носить еще больше, - говорит учитель Тамара Мирошник.
Однако если деваться некуда, психологи советуют давать дополнительные задания очень аккуратно и "в гомеопатических дозах".
- Пусть это будет плюс 30 минут учебы один раз в день. Больше не нужно, с дополнительной нагрузкой очень легко переборщить. У ребенка обязательно должно оставаться время не только на отдых, но и для свободной игры. Особенно в этом нуждаются младшеклассники, - считает психолог фонда "Поможем" Алена Лукьянчук.
А еще можно попробовать объединить учебу с развлечением: например, посмотреть качественное историческое кино, поиграть с детьми в химические или физические опыты.
Дистанционное обучение
- В учебной программе есть много моментов, которые нужно объяснять "глаза в глаза", сразу отвечая на попутные вопросы, отслеживая реакцию детей на изложенный материал. В этом главный подводный камень дистанционного обучения, - делится Светлана Петрашенко.
Именно поэтому среди всех видов "дистанционки" прогрессивные учителя отдают предпочтение видеоконференциям в скайпе. Но, к сожалению, многие преподаватели все еще не готовы пользоваться благами научного прогресса в своей работе.
- До сих пор скайп и электронная почта что-то из области фантастики для многих учителей. А ведь онлайн-включения - самая эффективная часть дистанта. Но, к сожалению, если администрация и даст распоряжение наверстывать удаленно, это, скорее всего, скатится к домашним заданиям, которые особенно ситуацию не поправят, - считает Тамара Мирошник.