Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Гений и Маргарита

Гений и Маргарита
Фото: Жена Эйнштейна Эльза умерла в 1936-м - через год после знакомства физика с Маргаритой Коненковой. Фото: globallookpress.com

В 1998 году на торги в "Сотбиc" были выставлены письма Альберта Эйнштейна, свидетельствующие о нежных отношениях между великим физиком и женой известного русского скульптора Маргаритой Коненковой. Тогда же возникло предположение о том, что по просьбе своей возлюбленной "дедушка атомной бомбы" мог оказать определенные услуги советской разведке, которую в 1940-е годы очень интересовали достижения американской ядерной физики. 

Сонет А. Е.

Оперативные дела пребывания за границей Сергея и Маргариты Коненковых до сих пор не рассекречены. Из СССР Коненковы выехали в 1923 году для участия в выставке русского и советского искусства в Нью-Йорке. Предполагалось, что на несколько месяцев, но сложилось иначе: возвращение состоялось только через 20 с лишним лет. Причем обстоятельства этого возвращения были весьма необычными. По распоряжению Сталина под работы Сергея Коненкова был зафрахтован пароход, а в Москве ему почти сразу выделили громадную мастерскую на улице Горького. Таких благ не получил никто из реэмигрантов, и на Коненковых посыпались упреки за то, что они незаслуженно получили от власти слишком много. Сохранилась копия письма Маргариты Коненковой, адресованного Лаврентию Берия, с просьбой оградить семью от необоснованных нападок с учетом "ее заслуг и заслуг Т. С. Коненкова перед Родиной".

Маргарита Коненкова сумела очаровать Эйнштейна. Фото: Соцсети

Особые государственные заслуги Маргариты Коненковой тогда еще не были известны. Поэтому показалось странным, почему к власти апеллирует именно она, а не сам Сергей Коненков - скульптор с мировым именем, действительный член Российской императорской академии художеств и Академии художеств СССР, еще до революции названный русским Роденом.

После смерти Коненковой обнаружилось несколько забавных рисунков, испещренные формулами листы и сонет на немецком языке, подписанный инициалами "А. Е.". Листы с математическими выкладками атрибутировали достаточно легко - один из вариантов теории относительности. Не узнать характерный почерк Эйнштейна было просто невозможно. Но сонет прочитать никто не смог, и находки скопом были переданы на хранение в архив Академии наук СССР. Годы спустя проблемы с переводом сонета испытали и сами немцы: "Язык Эйнштейна не совсем немецкий". Только в 1993 году удалось прочитать это удивительное признание в стихотворной форме. Перевод не оставил сомнений: отношения Маргариты Коненковой и Альберта Эйнштейна были значительно теснее дружеских.

Неожиданное подтверждение пришло от бывшего начальника Четвертого (диверсионно-разведывательного) управления НКВД Павла Судоплатова. В книге "Разведка и Кремль" он писал: "Жена известного скульптора Коненкова, наш проверенный агент, действовавшая под руководством Лизы Зарубиной (жена Василия Зарубина, резидента НКВД в США. - Ред.), сблизилась с крупнейшими физиками Оппенгеймером и Эйнштейном в Принстоне. Она сумела очаровать ближайшее окружение Оппенгеймера. После того как Оппенгеймер прервал связи с американской компартией, Коненкова под руководством Лизы Зарубиной постоянно влияла на Оппенгеймера и еще ранее уговорила его взять на работу специалистов, известных своими левыми убеждениями, на разработку которых уже были нацелены наши нелегалы и агентура".

Дом у озера

Порог мастерской Коненкова Альберт Эйнштейн впервые переступил в 1935 году - его портрет был заказан администрацией Принстонского университета. Об этом событии Сергей Коненков пишет в мемуарах весьма скупо. Еще сдержаннее Маргарита Коненкова: "Мое внимание поощряло его, он брал лист бумаги и, стараясь объяснить свою мысль, делал для большей наглядности рисунки и схемы. Иногда объяснения меняли свой характер, приобретали шутливую форму - в такую минуту был исполнен наш совместный рисунок - портрет Эйнштейна, - и он тут же придумал ему имя: Альма, то есть Альберт и Маргарита".

После 1936 года, когда умерла Эльза Эйнштейн, ее место уверенно заняла Маргарита Коненкова. На момент встречи Эйнштейну было 56, а Коненковой - 39 лет. Чтобы проводить вместе летние отпуска, еще в 1939 году Эйнштейн написал Сергею Коненкову письмо, в котором сообщил о якобы серьезном недуге Маргариты, - к письму прилагалось заключение врача, приятеля Эйнштейна, с рекомендацией побольше проводить времени в "благодатном климате на Саранак-Лейк". Где, как известно, Альберт Эйнштейн держал свою знаменитую яхту и арендовал коттедж под номером шесть.

Скульптор был старше жены на 22 года. На момент знакомства супругов Коненковых с Эйнштейном Маргарите было 39 лет, а Сергею Тимофеевичу - 61 год. Фото: Лев ИВАНОВ/РИА Новости

Возможно, Коненков и не догадывался, что Эйнштейн водит его за нос, поэтому с легкостью отпускал Маргариту. Но в августе 1945 года он, несомненно, был в курсе, что на этот раз Маргарита поехала к Эйнштейну с особой миссией. Причем уезжала спешно, забросив упаковку вещей, - Коненковы готовились к отъезду в СССР.

"Дорогуся!.. - пишет Маргарита мужу. - Ужасно меня удивляет и беспокоит, что консул ничего не предпринимает по поводу упаковки..." На безымянного "консула" сначала просто не обратили внимания. Но 21 августа она отправляет Коненкову в Нью-Йорк весьма раздраженное послание: "Дорогуся моя! Сейчас написала маленькое письмо Пав. П. Михайлову (консулу) с сообщением, что Эйнштейн будет рад его видеть. Меня ужасно беспокоит вопрос с упаковкой и т. д. Неужели ты до сих пор ничего не слышал от консула? Я же вот исполнила свое обещание - переговорила о нем с Эйнштейном".

По всему выходило, что возвращение Коненковых в СССР и организация встречи некоего советского консула Михайлова с Альбертом Эйнштейном проводились почти синхронно. Причем главную роль в этих событиях играл не скульптор с мировой известностью, а его супруга. 

Прощальный подарок

Так в чем же заключались "особые заслуги" Маргариты Коненковой перед Родиной, о которых она не постеснялась напомнить самому Берия? Сохранилось только несколько писем, относящихся к последним месяцам пребывания Коненковых в Америке и первым месяцам после их возвращения в Москву.

"Принстон 8 ХI 45

Любимейшая Маргарита! Так тяжело задание, которое несет с собой большие перемены для тебя, но я верю, что все закончится благополучно. Хотя по прошествии времени ты, возможно, будешь с горечью воспринимать свою прочную связь со страной, где родилась, оглядываясь на пройденное перед следующим важным шагом... В соответствии с программой я нанес визит консулу. Целую. Твой 

А. Эйнштейн".

Так Альберт Эйнштейн лично засвидетельствовал, что встречался с советским разведчиком. Выполнил некое "трудное задание", которое позволило Маргарите вернуться на родину. Вывод очевиден: Альберт Эйнштейн знал, что Маргарита Коненкова связана с советской разведкой. Судя по тревожному тону письма Эйнштейна, он был в курсе, что невыполнение приказа грозит Маргарите большими неприятностями. В противном случае ничто бы не заставило первого физика мира пойти на контакт с разведкой СССР. Он сделал это ради любимой женщины. В минуту расставания Альберт Эйнштейн надел на руку Маргариты Коненковой свои именные часы. Они понимали, что прощаются навсегда. Это была их личная плата за ядерное равновесие.

Новости по теме: История