Перед Новым годом уехала из Донецка на "мирные территории" - навестить старшую дочь. Умом прекрасно понимаю: война осталась далеко, я в мире, я в обычной человеческой жизни, как раньше, когда-то давно. Вспоминай, Оля, и наслаждайся - как это, когда все хорошо. Отдыхай. Выдохни и расслабься наконец-то. Но не тут-то было.
Обычная прогулка по городу. Иду совершенно счастливая - со мной две моих дочки! Скоро Новый год, на улице теплынь и наряженные елки стоят посреди зеленых клумб! Чего еще нужно для счастья? Да в принципе ничего. Только чего-то как-то не так, почему-то нервничаю. Увидев указатель "пожарный кран", поняла почему - тут нигде нет указателя "Убежище"! Куда бежать, если вдруг что? И тут же: "Оля, выдохни, ты в мире!" Перехожу дорогу, смотрю под ноги: "Надо же! Как быстро следы от гусениц стерлись! И не скажешь, что когда-то были!" И тут же: "Оля, их тут и не было никогда, ты в мире!" Детская площадка. Младшая Майя активно носится по горкам и лестницам, мы со старшей Аней беседуем о своем, о девичьем. Вдруг Майкин крик:
- Мама! Смотри! Самолет! Мама! Самолет!!!
Последний самолет, который мы видели, был реактивный истребитель, с адским ревом летевший над Донецком. Было это в июне 2014-го. Майке тогда было три года, очень удивлена, что она помнит. С тех пор жизнь наша проходит без этих белых полосочек в небе. Не то чтобы мне их не хватает, вернее, за все это время я их не видела и не вспоминала. И, если честно, не ожидала, что могу так радоваться белой полоске в небе:
- Да, Майя! Это самолет! Настоящий самолет! Летит! Ура!
Совершенно забыв, что я все-таки мать семейства, и не пристало взрослой женщине скакать и махать руками самолету, мы с Майей скакали и махали. Старшая неодобрительно ворчала и призывала нас к порядку. Мамы с детьми недоуменно косились: откуда, интересно, эта семейка, которая ни разу не видела самолетов??? Пришлось пояснить, что мы из Донецка, самолеты видели, но забыли. Казалось, что мое хорошее настроение вряд ли можно улучшить, но вот этот белый след в небе сделал его просто сказочным!
Вечер. Семейный ужин с родственниками. Время новостей. Я по наивности своей была уверена, что события в Донбассе волнуют всех так же, как и нас. Ну если не так же, то очень. Прошу переключить канал, чтобы послушать, что там у нас, но нет. Родственники возражают: как можно переключать, если еще неизвестно, кто победил в "битве экстрасенсов"? Как-то даже обиделась сначала. А потом: "Ну, Оль, чего ты хочешь? Ты вон живешь на войне и то утомилась от негатива, а тут мир, понимаешь - мир! Считай, другое измерение. Это ни хорошо, ни плохо, это просто по-другому. Хотя нет, это хорошо. Это же здорово, когда победитель шоу волнует больше новостей! Ты просто забыла, как это".
Еще один теплый прекрасный ужин у подружки. Засиделись. Время половина одиннадцатого. Пора домой. Прошу подружку вызвать такси. Она вызывает. Там сразу называют стоимость. Больше, чем в Донецке. Я сетую, что дорого, но по-другому уже не доедем. Подружка в недоумении:
- Почему не доедете?
- Ведь комендантский час уже.
Смотрим друг на друга, начинаем смеяться.
Еще одно открытие. Звуки. В Донецке была уверена, что салюты я уж точно отличу от минометов и гаубиц. Ничего подобного. Звуки те же. Причем такие, как если бы прилетело где-то недалеко. В общем, не радуют меня салюты. И вряд ли начнут радовать снова - это уже действует на подсознательном уровне. Новогоднюю канонаду из салютов пережидала под столом, зарывшись головой в подушки.
Вот так и живем. Даже если выезжаешь в мир и очень рассчитываешь выдохнуть и перевести дух - все равно не получается так, чтобы как раньше. Все равно тащишь весь этот негатив с собой, как бы ни старался оставить его где-нибудь. Здесь я описала свои ощущения за прошлый Новый год и этот. И если в прошлом году уезжала в разгар военных действий, то в этом году ехала практически из тишины и надеялась, что сейчас уж точно нормально отдохну. Но нет, как оказалось. И когда эта война перестанет таскаться за мной в сумочке (если вообще когда-нибудь перестанет) - неизвестно.