8 января
Загрузить еще

40 лет назад СССР хотел бомбить Израиль

Так утверждают еврейские историки

В издательстве Йельского университета (США) через пару недель выйдет книга израильских историков Гидона Ремеза и Изабеллы Гинор под названием «МиГ-25 над Димоной: советская ядерная игра». Димона - израильский научный центр, где разрабатывалось ядерное оружие. Исследование приурочено к 40-й годовщине шестидневной войны 1967 года (5 - 10 июня) между Израилем и группой арабских государств - Египтом, Сирией, Иорданией, Ираком и Алжиром.

Отрывки из произведения израильских историков на днях появились в Интернете и уже наделали много сенсационного шума. Сегодня мы публикуем наиболее любопытные факты, умозаключения и выводы, содержащиеся в книге, и мнения иностранных и российских политиков, ученых, а также военных, которые были причастны к тем давним событиям.

Что утверждают авторы?

  • СССР сознательно провоцировал нападение еврейского государства на арабских соседей. Шестидневная война была лишь прелюдией к агрессии СССР.
  • Советские истребители МиГ-25 пролетали над Димоной незадолго до шестидневной войны.
  • Советские атомные подлодки находились около израильских берегов и были готовы нанести ответный удар, если бы выяснилось, что у Израиля есть ядерное оружие и страна готова его использовать.
  • Получив информацию о научных успехах израильтян на пути к созданию ядерной бомбы, Кремль решил втянуть Израиль в конфронтацию, которая бы привела к советско-арабскому контрудару и бомбардировке ядерного реактора в Димоне.
  • Лишь вследствие ошеломляющего успеха «израильской военщины», спутавшего советские планы по вторжению, советское руководство «отыграло ситуацию назад».

«Раздать карты, приготовить десант!»

Авторы книги цитируют признания бывшего командира авиакорпуса генерала Василия Решетникова. Он утверждает, что вместе с товарищами получил карты для планировавшегося налета на Димону. А бывший советский морской офицер Юрий Хрипунков помнит приказ, полученный от командира корабля 5 июня 1967 года. Ему было приказано собрать команду «добровольцев» из 30 человек для высадки на территории Израиля.

МНЕНИЯ ИЗ-ЗА РУБЕЖА

Факты и гипотезы - не одно и то же

Майкл ОРЕН, израильский историк, автор книги «Шесть дней войны: июнь 1967 года и становление современного Ближнего Востока»:

- Я много лет основательно занимался этой проблемой, но не располагаю какими-либо документальными свидетельствами в поддержку гипотезы Ремеза и Гинор об агрессивных планах СССР. Хотя я и работал в советских архивах, но немногие документы были рассекречены. Я считаю, что было несколько причин, по которым Советы стремились к войне, но указанной среди них не было…

Одд Арн ВЕСТАД, директор Центра изучения «холодной войны» Лондонского экономического института:

- Благодаря тому, что авторы представили в качестве основных звеньев в цепи событий ядерные амбиции Израиля и советскую реакцию на них, им удалось написать выдающуюся книгу о «холодной войне» и Ближнем Востоке.

Дов ЗАКХЕЙМ, бывший замминистра обороны США:

- Книга доказывает, что шестидневная война стала огромным политическим и военным поражением Советского Союза, которое можно сравнить с Карибским ракетным кризисом.

МНЕНИЯ ИЗ РОССИИ

Домыслы и правда

Владимир ТИМОШЕВ, полковник в отставке, бывший офицер Главного штаба ВВС СССР и военный советник в Египте (1966 - 1967):

- Насколько я помню, мысль об использовании наших «замаскированных» самолетов стратегической авиации в штабе ВВС витала. Варианты прорабатывались различные. Но скоротечность войны и ее результаты эти планы отменили…

Александр БЕЖЕВЕЦ, генерал-майор в отставке, бывший летчик-испытатель, Герой Советского Союза:

- Я испытал десятки новых «МиГов» и заявляю, что в 1967 году наших МиГ-25 над Израилем не было. С египетского аэродрома летали на разведку в Израиль МиГ-21.

Георгий ЕГОРОВ, адмирал флота, бывший начальник Главного штаба ВМФ, Герой Советского Союза:

- В тот период на боевой службе в Средиземном море находились наши дизельные лодки, которые ядерным оружием не обладают.

ГОВОРЯТ СВИДЕТЕЛИ

«Комсомолке» удалось разыскать участников событий сорокалетней давности.

Вот что они рассказали

Генерал-полковник в отставке Василий РЕШЕТНИКОВ, Герой Советского Союза (Москва): Наши самолеты маскировались под египетские

- Летом 67-го я командовал корпусом дальних бомбардировщиков на Украине. Из Генштаба поступил приказ, чтобы три эскадрильи Ту-16 (около 30 машин) мы перекрасили в цвета египетских ВВС. На секретных рабочих картах по приказу из ГШ были нанесены «объекты на поле боя» - территория была израильской. Ни о какой Димоне как ядерном центре я не знал. Я тогда и слова такого не слышал. Для меня главным было - назначенные самолетам цели. Хорошо помню, что особое наше внимание командование обратило на объекты, прикрытые «ХОКами» - американскими системами ПВО. Первые два Ту-16 были вооружены 20 ФАБами каждый. ФАБ - это фугасная авиационная бомба. Бомбы были разные - по 200 и по 500 кг. Никакого ядерного оружия у нас не было. Пара снаряженных и перекрашенных Ту-16 с аэродрома базирования (Прилуки) перелетела на Северный Кавказ для изготовки. И поближе к заданному району. И что тут началось! Все западные радиостанции завопили: «Советский Союз готовится бомбить Израиль!» Мы поняли, что иностранная разведка нашу готовящуюся операцию разоблачила. Американская и израильская разведки в Союзе зря хлеб не ели… А вскоре поступил приказ вернуть бомбардировщики домой. Что и было сделано. На том наше участие в шестидневной войне и закончилось.

Старший лейтенант запаса Юрий ХРИПУНКОВ (Донецк): Мы готовились к операции на корабле

- В июне 1967-го я служил командиром боевой части на противолодочном корабле, который находился в Средиземке, милях в 20 - 30 от Хайфы. 5 июня командир корабля капитан 3 ранга Дядюн приказал мне подобрать три десятка добровольцев и подготовить их к десантной операции на берегу. Помню, что среди матросов оказался лишь один отказник - Хаев.

По настоянию офицера особого отдела его отправили в Союз и там перевели на берег. Цель моей группы была такая - проникнуть в порт Хайфы на главную военно-морскую базу Израиля, где располагалось армейское командование. Дядюн также сообщил мне, что такие же десантные группы собираются на борту еще 30 наших кораблей - в общей сложности около тысячи человек.

Меня удивило, что при этом нам поставили задачу без карт, не показали на них маршруты движения по суше. К тому же мне пришлось прямо на борту учить многих матросов стрелять из автомата и метать гранаты (в воду). Потом каждому добровольцу выдали по три «рожка» патронов, пять-шесть гранат, две банки сухарей и по паре банок тушенки. Мы ждали, когда корабль наш двинется к израильскому берегу. Но вскоре поступила команда «отбой».

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Шестидневная война могла стать мировой

Виктор БАРАНЕЦ, военный обозреватель «КП»

О шестидневной войне за минувшие 40 лет написаны десятки книг. Вроде пора бы точно расставить акценты. Но до сих пор факты часто уступают место домыслам.

Никто не может оспорить очевидное: СССР был «дирижером» той войны. Цель его была ясной - помочь арабам их же руками навести такой порядок на Ближнем Востоке, который бы устраивал ЦК КПСС. Тут нет ничего нового - идеология брала верх над другими доводами.

А то, что израильские историки перепутали МиГ-21 с МиГ-25, а дизельные подлодки с атомными, не принципиально.

Важнее другое: СССР был готов к вторжению в Израиль. Признания наших офицеров - тому доказательство. Но случился облом: накачав арабов оружием, советские военсоветники слишком рано посчитали, что время «Ч» настало. И ввели в заблуждение брежневский Кремль, который «впарил дезу» израильтянам. Они клюнули. Да так серьезно, что за неделю внезапными ударами разгромили коалицию противника.

Оставшись без «ударного кулака» арабских армий, СССР имел последний выбор - бомбить Израиль в одиночку. Но это наверняка стало бы началом третьей мировой войны! Ведь за спиной израильтян стояли США, которые тоже держали палец на «спусковом крючке».

Один в один повторилась история с Карибским кризисом, когда Хрущев завез на Кубу советские ракеты. И было полшага до ядерной войны с США.

В конфликте арабов с Израилем Кремлю в последний момент хватило ума отказаться от авантюры. Но урок помнили недолго: через 13 лет СССР залез в афганскую мясорубку...