25 ноября
Загрузить еще

Министр без постели

Министр без постели
Фото: Фурцева (в центре) не раз встречалась с ведущими актрисами мира и, конечно, обращала внимание на их стиль и прическу. Слева на фото - итальянская актриса Джина Лоллобриджида, справа - Мариза Мерлини. Фото: Михаил ОЗЕРСКИЙ/РИА Новости

Екатерина Фурцева - единственная женщина, занимавшая высшие посты в Советском государстве, поэтому ее преследовали разговоры о том, что карьерой она обязана своей красоте и умению любить мужчин.

В советские времена женщин продвигали главным образом на красиво называвшиеся, но безвластные должности, чтобы они представительствовали. Екатерина Алексеевна Фурцева стала исключением. Она несколько лет была хозяйкой Москвы, затем заняла место на партийном олимпе - вошла в состав Президиума и Секретариата ЦК КПСС. Она принадлежала к числу тех немногих, кто принимал решения, определявшие судьбу нашего государства.

Почему именно она? Какими дорогами добиралась она до Кремля? Что вознесло на вершину власти ткачиху из Вышнего Волочка? Случай, симпатия вождей к красивой женщине?

Теперь мы знаем, что в отношении Хрущева к Фурцевой не было ничего личного, какие бы слухи тогда ни ходили. В отличие от Сталина Никита Сергеевич охотно продвигал женщин. Но в отличие от Брежнева Хрущев хранил верность жене и с особами другого пола устанавливал исключительно деловые отношения. 

Постель в ту пору редко играла решающую роль в карьерном росте женщины, возможно, потому что в партийный аппарат, словно нарочно, отбирали дам не слишком привлекательных. Екатерина Алексеевна была приятным исключением.

Бюст как аргумент

Екатерине Алексеевне приходилось пробивать себе путь в обществе, которое не поощряло женские карьеры. Партийный аппарат практически полностью был мужским. Она научилась и привыкла командовать мужчинами. Чтобы доказать свое право быть хозяйкой, Фурцева усвоила многие привычки и манеры мужчин-руководителей. Она научилась не робеть в мужском коллективе, не смущалась шуточкам известного свойства, могла прилично выпить и при необходимости послать по матушке.

При этом она не забывала, что привлекательная женщина обладает и другими средствами воздействия на мужской коллектив. Драматург Самуил Алешин вспоминал, как только что назначенная министром культуры Фурцева впервые беседовала с писателями, сочинявшими для театра.

"Не понимаю я вас, драматургов! - наивно недоумевала Екатерина Алексеевна. - Что вам надо? Вот недавно я была на ткацкой фабрике. Видела одну ткачиху. Она получила орден Ленина за тридцать лет беспорочной службы. И за все эти тридцать лет ни одного конфликта! Вот о чем надо пьесы писать. А вам все какие-то конфликты нужны!"

И она начала поправлять свои золотистые роскошные волосы. Так как при этом ее стройная фигурка очень славно изогнулась, а бюст дразняще приподнялся, то Фурцева, наверное, сочла, что убедила нас как словесно, так и визуально".

Однажды, по словам писателя Андрея Яхонтова, Екатерина Алексеевна вызвала к себе солиста Большого театра Зураба Анджапаридзе:

- У тебя любовь с Галиной (Вишневской. - Ред.)? Заканчивай. Потому что ее муж в неистовстве. Хочет разводиться. Может совершить бог знает какие поступки. А мы хотим его сохранить. Если совсем не можешь без служебных романов, ищи Галине замену.

- Ей нет равных, - ответил известный сердцеед. И добавил: - Если только вы...

Фурцева дала ему пощечину. Он встал и пошел к двери. Когда он уже взялся за ручку двери, Екатерина Алексеевна его окликнула:

- Зураб!

Он оглянулся.

- Я подумаю, - сказала Фурцева.

Анджапаридзе оценил способность министра и женщины снять неловкость дурацкой сцены.

Однажды молодой Олег Ефремов пытался поцеловать ей руку. Екатерина Алексеевна, только вступившая в министерскую должность, вспыхнула как маков цвет и отдернула руку:

- Что вы, товарищ Ефремов! Это ни к чему, ни к чему.

Со временем, освоившись в министерском кресле, она стала свободнее, раскованнее.

"Фурцева была не только министром, - пишет искусствовед Анатолий Смелянский в своей книге об Олеге Ефремове. - Она была женщиной. И Ефремов ей нравился. Она позволяла себе невиданные вещи: могла, например, будучи навеселе, кокетливо приподнять юбку выше колена и спросить:

- Олег, ну скажи, у меня неплохие ноги?"

Мужчины ее бросали

Первый муж, летчик Петр Битков, оставил ее в военные годы, когда у них родилась долгожданная дочка. Она влюбилась в видного партийного работника Николая Павловича Фирюбина. Его считали капризным и избалованным женским вниманием. Роман Фурцевой и Фирюбина был предметом пересудов в Москве. Разводы, мягко говоря, не поощрялись.

Николай Фирюбин не спешил рвать с прежней жизнью, уходить из семьи. Екатерина Алексеевна переживала. Но быть женатым на самой Фурцевой - это взяло верх. Екатерину Алексеевну точно можно было назвать первой дамой страны, поскольку жены руководителей государства оставались в тени. При этом в отношениях с женой Фирюбин держался уверенно или, как говорят люди знающие, самоуверенно. Это была характерная для властных и высоко себя ценящих мужчин борьба за право быть хозяином в семье.

Она же нуждалась в его расположении. Уловить это было нетрудно. Она попала в психологическую зависимость от мужа. Понимала умом, что не в состоянии угодить ему во всем, но пыталась. Получалось, что единственный способ заставить его быть нежным - угадывать и исполнять все его желания...

Они прожили вместе два десятилетия. Считается, что со временем ее личная жизнь расклеилась.

- Екатерина Алексеевна, - рассказывала Людмила Зыкина, - часто говорила о том, что ее никто не понимает, что она одинока и никому не нужна.

Когда-то Фирюбину было лестно оказаться мужем секретаря ЦК. Да и мужем министра культуры, известной всему миру знаменитой Фурцевой, тоже приятно. Но все проходит. С годами отношения в семье менялись. Фирюбин стал заместителем министра иностранных дел. А позиции его жены, напротив, ослабли - все знали, что Леонид Ильич ее не жалует.

Странная гибель

Теперь уж не узнать, что произошло поздним вечером 24 октября 1974 года, когда Фурцева вернулась домой. Говорят, именно в тот день стало известно, что ее ждет пенсия, а Николай Павлович встретил другую женщину. Екатерина Алексеевна не выдержала двойного удара. Тоскливая жизнь брошенной мужем пенсионерки была не по ней. 

Одиночество казалось самым страшным. По Москве пошли разговоры о том, что она вновь решила покончить с собой. И на сей раз попытка удалась.

Официальный диагноз - "острая сердечная недостаточность".

Одни говорили, что Екатерина Алексеевна отправилась в ванную и приняла горячий душ после немалой дозы алкоголя. Последовал сердечный спазм... Другие уверяли, что в тот день Брежнев устроил ей разнос. Вернувшись домой, она проглотила горсть люминала...

- Этот вопрос со мной обсуждать сложно, - объясняла Светлана Фурцева, когда журналисты спрашивали ее о причинах смерти матери. - Я знаю то, что знают и остальные. Конечно, можно выстраивать разные версии, особенно по аналогии с шестьдесят первым годом (см. "Штрих к биографии"). Мы с мамой никогда не обсуждали этой темы, но я уверена, что причиной попытки расстаться в шестьдесят первом году с жизнью было не честолюбие, как некоторые сейчас представляют, а глубокая обида от предательства человека, которому она верила... Но в семьдесят четвертом пик переживаний в маминой жизни уже прошел... Уверена, что никакого самоубийства не было.

Но ее слова мало кого убедили.

Хрущев легко приближал к себе понравившихся людей, но так же легко мог потом низвергнуть их с высот. Фото: Валентин СОБОЛЕВ/TASS

ШТРИХ К БИОГРАФИИ

К попытке самоубийства подтолкнул Хрущев

Хрущев распорядился освободить ее от должности секретаря ЦК. 4 мая 1960 года Екатерину Алексеевну назначили министром культуры - сильное понижение. Почему? Хрущев был человеком увлекающимся. Понравившегося работника мог поднять на головокружительную высоту, но, быстро разочаровавшись, с той же легкостью расставался с недавним любимцем и продвигал нового.

А на ХХII съезде ее не избрали в состав Президиума ЦК. Это было низвержение с олимпа, страшный удар. Фурцева, можно сказать, была раздавлена. В ее особняке отключили телефоны правительственной связи. Попросили освободить дачу: она понадобится кому-то из новых членов Президиума. Переживая случившееся, она пыталась уйти из жизни. Рассказывали, что Фурцева закрылась в ванной. Подруга пришла к ней в гости и удивилась, что ей не открывают. Забила тревогу. Взломали дверь и обнаружили Фурцеву, истекающую кровью. Так ее удалось спасти...

Новости по теме: История