Я улетала из Киева в начале марта – тогда снега уже не было. Сейчас середина декабря – а снега все еще нет. А ведь именно за ним я прилетела в Украину. В стране вечного лета больше всего тосковала по разнообразию погоды. Все-таки мы живем в прекрасных климатических условиях - большое видится на расстоянии.
Перестали копить деньги
Надеюсь, все, не только я, заметили, как у нашей молодежи изменился подход к жизни. По приезду позвала друзей в любимый паб. Но нам сказали, что все столики заняты. Обзвонив десяток заведений, поняла, что мест нет нигде. Потом с трудом нашла столик в одном из новых пабов, которых, кстати, за мое отсутствие в Киеве открылось предостаточно.
В заведении было полно людей, преимущественно молодежь. Столы ломились от изобилия закусок и пива. Компания за соседним столиком поедала жареные креветки (200 грн. за 100 г), салат "Цезарь" (79 грн. за порцию) и пила фирменное пиво (51 грн. за 0,5 л). А еще сырные палочки, луковые кольца, бастурму: на человека за вечер выходило 400 гривен.
Свет на эту ситуация пролила подруга Настя: "А что еще остается делать? При зарплате в 5 тысяч гривен денег хватает только на аренду квартиры или походы в паб – на нормальный отпуск все равно не заработаешь, а так хоть желудок порадуется". Два года назад эта подруга вместе со мной стояла на Майдане, добиваясь подписания Ассоциации с ЕС. Тогда она строила планы, как будет целый год путешествовать по Европе. Сейчас вот вроде и визы почти отменили, но денег на тур лишили.
Это не цены, это - грабеж!
Когда постоянно находишься в стране, то повышение цен ощущаешь не так критично. Но после длительного отсутствия отчетливо осознала, что подорожало все. Продукты, одежда, услуги. Помню, как перед отлетом в аэропорту съела любимую молочную шоколадку с целыми орехами за 15 гривен. Сейчас такая же стоит 30 гривен. Скачек цен должен был распугать покупателей, но нет. В супермаркетах не протолкнешься. Заглядываю в корзинки людей, а там вместо оливок и моцареллы – соленые огурцы и докторская колбаса.
Подруга Юля пригласила в гости. Она отличная хозяйка, всегда угощала различными деликатесами. Теперь же вместо ананасового соуса к курице – сметана, а канапе с семгой заменили бутерброды с мойвой. Юлька говорит, что денег на гастрономические излишества теперь не хватает, а тут еще и Новый год на носу – приходится экономить.
Пусто, как в чистом поле, лишь в магазинах одежды. Ничего удивительно, ведь с учетом "шалених знижок" в 70% джинсы почему-то стоят 800 гривен.
С юмором по жизни
Несмотря на кризис, люди не перестали шутить и смеяться. Как и год, три, пять, десять тому назад, украинцы воспринимают все сложившееся в стране через призму юмора.
В трамвае бабушки активно обсуждают интимный инцидент с Яценюком, когда депутат Барна схватил премьера между ног. "Я как вчера платежку за газ увидела, то тоже захотела схватить этого Яценюка за гениталии", - говорит бабуля с клетчатыми сумками в руках. И я, признаюсь честно, увидев свою квитанцию, тоже подумала о том же.
Вместе с тем среди моих знакомых пополнились ряды пессимистов. Олег и Аня, сколько их помню, всегда имели разные взгляды на жизнь, хоть и встречались еще со школы. Она ходила на Майдан, он – ехидно улыбался и говорил, что будет только хуже. Я встретилась с ними как раз в тот день, когда был опубликован положительный доклад Еврокомиссии о безвизовом режиме с Украиной. Аня восприняла эту новость скептически, мол, кому нужны бомжи в Евросоюзе?
3G подкрался незаметно
Мелкие радости поджидали меня в самом неожиданном месте – метро. Почти на всех станциях появились желтые турникеты с возможностью оплаты бесконтактной карточкой. Без жетонов и проездных. На трех центральных станциях появился бесплатный Wi-Fi.
Но на поверхности с интернетом дела все еще плохи. Украина только переходит на сеть 3G, когда даже в странах третьего мира давно работает 4G. В моем доме, правда, покрытия еще нет, но обещают сделать до Нового года.
Моя новая полиция
От патрульной полиции глаз не оторвать. Когда я уезжала, отряды только создавались. Сегодня полицейские на каждом шагу – молодые, симпатичные, стильные. Новые копы никогда не стоят на месте: постоянно что-то кому-то объясняют, фотографируются или задерживают нарушителей. Все подружки по уши влюблены в новых копов. Кажется, что отбор в Нацполицию проводили не сотрудники МВД, а редакторы глянцевых журналов.
Конечно, до полной реформы МВД еще очень далеко, но начало положено. И я не разделаю скептицизм, что вскоре новые честные копы станут старыми продажными милицейскими. Смотрю на этих молодых, уверенных в себе ребят и верю, что они изменят страну. А им ведь важно, когда в них верят.