Первые жертвы разоблачительной кампании, которую развернули вокруг патрульных полицейских, уже есть. МВД отрапортовало, что за антигосударственные публикации в соцсетях уволены четверо патрульных из Одессы. Вдохновившись результатом, доброжелатели продолжают выкладывать фотографии и посты новых кандидатов на доску позора. Юристы считают, что этим создается опасный прецедент.
ЧЕТВЕРО НЕ ПРОШЛИ СКВОЗЬ "СИТО"
Система отбора и подготовка патрульных в Одессе велась на самом высоком уровне. Во всяком случае об этом регулярно рапортовал губернатор области Михаил Саакашвили. В июле он пригласил в гости посла США Джеффри Пайетта и договорился, что новую полицию будут тренировать лучшие полицейские из Калифорнии. Перед самым выпуском патрульных Саакашвили лично проинспектировал тренировку будущих стражей порядка. После заявил, что это "невероятная молодежь, полная энтузиазма, и главное - они не имеют ничего общего с существующей милицией".
И вот незадача: после скандала с киевским полицейским Алексеем Савкиным, который два года назад называл участников Майдана "бомжами" и призывал "Беркут" их разогнать, больше всего антимайдановцев нашли именно в Одессе. Записи было сделаны также во время или после Майдана, но до принятия на службу.
- К нам поступила информация на девятерых человек из Одессы, - рассказал "КП" в Украине" спикер МВД Артем Шевченко. - Департаменту противодействия киберпреступности было поручено провести проверку. Изымались компьютеры, велось детальное расследование, со всеми организовали собеседования.
Пятеро полицейских прошли через "сито". По четверым было установлено, что они в своих постах в социальных сетях сознательно размещали информацию сепаратистского и антигосударственного характера, что противоречит морально-этическим качествам украинского правоохранителя.
НЕ В ОТВЕТЕ ЗА ТО, ЧТО БЫЛО
Кандидатов в копы проверяли на IQ, стрессоустойчивость, испытывали физические способности, проводили психологические тесты. "КП" в Украине" удалось узнать, что некоторые были разработали еще в 1965 году для военных, а нынче адаптировали для Украины.
- Мне задавали множество вопросов, на которые я иногда затруднялась ответить, - рассказывает Антонина, которая была участником испытаний. - Например, смогу ли я сделать искусственное дыхание больному туберкулезом. Но о политике и моем к ней отношении ничего не спрашивали.
В МВД отказались ответить на вопрос, что лежало в основе увольнения проштрафившихся полицейских. Дескать, статья или заявление по личному желанию - какая разница?! Однако адвокат Клим Братковский считает, что разница есть.
- Если бы в анкетах, которые сдавали для участия в конкуре или в тестах, - я рассуждаю чисто теоретически - были вопросы, касающиеся отношения к Майдану, другим политическим моментам, и экзаменуемые подали бы информацию, противоречащую их записям в соцсетях, людей можно было бы уличить во лжи. Если нет, то уволить полицейского могут только за нарушения. Заставить отвечать за высказывания, сделанные до принятия на службу, это, по сути, расправа. И повод для иска в суд, - говорит адвокат.
Кроме того, отмечает юрист, в Украине, в отличие от РФ, нет понятия "экстремистские высказывания". А для того, чтобы сделать вывод о том, что уволенные призывали к антигосударственной деятельности и сепаратизму, должно быть экспертное заключение.
- Если бы полицейские писали то, в чем их обвиняют, находясь на службе, увольнение еще можно было бы оправдать. А так - это вина тех, кто нанимал парней и не собрал на них достаточно полное досье.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
|
Киевский полицейский раскаивается
Патрульный Алексей Савкин, с которого начался скандал, до сих пор не уволен. Парень дал интервью сайту Цензор.net, в котором рассказал, что во время Майдана потерял работу, поэтому писал плохие вещи под влиянием эмоций. А теперь в этом раскаивается, хочет извиниться перед теми, кого оскорбил. Алексей уверяет, что любит Украину и никогда не поедет в Россию.
КСТАТИ
Способ шантажа
Патрульная полиция в Украине создавалась по образцу Грузии. Но в 2004 году, когда там ломали старую правоохранительную систему, социальные сети не имели такого развития и значения для общества, как в наше время. Это создатели конкурса не учли.
- Сегодня проверка кандидатов на должность по соцсетям - обычная практика для серьезных компаний, - говорит Наталья Белоус, директор департамента управления персоналом. - Это может сделать сам кадровик либо поручить службе безопасности, если такая есть. Надо же понимать, чем дышит человек. Даже в анкетах для участия в конкурсе на должность кандидата просят указать ссылки на аккаунты, где можно собрать информацию.
Артем Шевченко говорит, что отмониторить все 5000 аккаутов лиц, которые сейчас служат в полиции, невозможно. Будут ли отслеживать соцсети новых кандидатов в полицейские, спикер МВД тоже затруднился сказать. Но сама идея уже подхвачена.
- Увольнением полицейских за записи в соцсетях создан довольно опасный прецедент. Теперь блогеры, журналисты будут искать компромат времен Майдана не только на полицейских, но и на политиков, просто неугодных людей. Вплоть до фальсификаций, которые породят новые скандалы, - отмечает адвокат Клим Братковский. - Более того, это может превратиться в средство шантажа.
В соцсетях уже постят фото и скриншоты записей еще одного одесского патрульного, а пользователи с азартом обещают новые разоблачения.