На комете Чурюмова - Герасименко обнаружены запасы кислорода

Фото: Небесная странница окружила себя атмосферой. Фото: nasa.gov

- Мы глазам не поверили, подумали, что произошла какая-то ошибка, - недоумевает профессор Кэтрин Альтвег, комментируя данные, которые передал на Землю зонд "Розетта", находящийся сейчас рядом с кометой 67P/Чурюмова - Герасименко.

Кэтрин отвечает за работу спектрометра, установленного на зонде. Он-то и обнаружил в газах, извергающихся из кометы, то, чего ученые вообще не ожидали обнаружить. А именно - молекулярный кислород. Вместе с парами воды, углекислым и угарным газом он составляет "атмосферу" небесной странницы.

Кислород, как полагают ученые, сочится из недр кометы. Но откуда он там взялся? По существующим ныне представлениям, свободного кислорода в космосе быть не должно. Как участнику космических коллизий, в результате которых образовались и кометы, и планеты, кислороду полагалось прореагировать с водородом. И обернуться в итоге водой. А он почему-то не обернулся. Что заставляет усомниться в том, что в процессе сотворения нашего мира вещество слипалось, а бесчисленные глыбы сталкивались с выделением энергии.

Запасы молекулярного кислорода, сохранившиеся в комете, могут свидетельствовать о том, что планеты возникли в более спокойной обстановке.

Сейчас исследователи гадают, попал ли кислород в ядро кометы, что называется, со стороны и каким-то - пока загадочным - образом там "законсервировался"? Или появился в результате разложения воды в зернах льда и пыли, из которых когда-то образовалась комета? Но в любом случае происходило это еще до того, как возникла Солнечная система.

Есть гипотеза, что потом - после образования Солнечной системы - кометы доставили воду на еще "сухую" тогда Землю. Получается, что они могли доставить и кислород для воздуха. А это тоже не очень вяжется с господствующими ныне теориями.

СПРАВКА "КП"

Дорогой длинною

Поперечник кометы 67P/Чурюмова - Герасименко около 4 километров. Она вращается, делая полный оборот за 12 часов. И более похожа на двойной астероид. Ученые предполагают, что в результате столкновения двух астероидов комета и образовалась.

Небесную странницу обнаружили в 1969 году советские астрономы - Клим Чурюмов и Светлана Герасименко. Оба ученых стали почетными гостями на запуске зонда "Розетта", который стартовал 2 марта 2004 года. Находясь в спячке, аппарат приближался к комете за счет воздействия на него сил притяжения Марса, Венеры, Земли и Юпитера. И в итоге пролетел более 6 миллиардов километров.

В январе 2014 года зонд "проснулся" и в начале августа 2014 года сблизился с кометой. Ныне летает в ее окрестностях по траектории в виде треугольника. 12 ноября с "Розетты" на комету высадился аппарат "Филы", оснащенный научными инструментами. Посадка прошла неудачно - аппарат куда-то ускакал в прямом смысле слова. Ученые знают, что он находится все-таки на комете, но не знают, где точно.

Исследования кометы начались, когда она находилась примерно в 500 миллионах километров от Земли. В августе 2015 года она была от нас на минимальном расстоянии в 186 миллионов километров. Ныне удаляется.

Миссия "Розетты" предположительно продлится до осени 2016 года. И, скорее всего, завершится ударом зонда об комету.