21 ноября
Загрузить еще

Реституция: на дома в Западной Украине претендуют 100 тысяч поляков

Реституция: на дома в Западной Украине претендуют 100 тысяч поляков
Фото: Фото: Ирина КОРТЫШКО

Польская организация "Реституция Кресов", созданная в апреле нынешнего года, занимается восстановлением прав поляков на имущество, которое по итогам Второй мировой оказалось на территории Украины. Создать ее решили после подписания нашей страной Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, которое предусматривает справедливое решение этих имущественных вопросов. В Польше около 100 тысяч человек утверждают, что могут доказать, что они являются наследниками или правопреемниками владельцев имущества на территории так называемых Восточных Кресов, охватывающих современную Западную Украину.

Поляки могут претендовать на любой из домов на центральной площади Рынок.
Фото: БЗИКАДЗЕ Мирослава 

"Без Львова нет польского народа"

На сегодняшний день представители "Реституции Кресов" собрали 600 пакетов документов и намерены в ближайшее время передать их в суды Киева и Луцка. Якобы есть конкретные люди в Люблине, Перемышле, Хелме и Вроцлаве, которые претендуют на конкретные дома и квартиры во Львове, Ивано-Франковске, Черновцах и Тернополе. Получено более 1,2 тысячи заявлений от поляков, которые хотят получить компенсацию за свое имущество. Их сейчас проверяют и анализируют. 

Недавно масла в огонь подлил и сенатор от правящей в Польше партии "Право и справедливость", известный историк Ян Жарин. В интервью польскому изданию Prawy он заявил, что Львов всегда был польским городом: "Без Львова, города, который всегда был верным Польше, нет польского народа. На сегодня это очевидно, хотя современные польские политики стараются не вспоминать об этом".

Во Львове есть множество домов, на фасаде которых из-под современной краски виднеются старинные надписи на польском языке: здесь продавали кофе и чай, здесь - конфеты, а здесь - мыло. В самом центре города на одной из площадей стоит памятник польскому поэту Адаму Мицкевичу, у подножия которого всегда свежие цветы. А толпы туристов из соседней Польши, расхаживая по старинным улочкам, пытаются всмотреться в окна квартир, которые когда-то принадлежали их предкам. 

До начала Второй мировой войны Львов был городом, в котором больше всего было поляков (по данным переписи населения 1931 года - 63,5%), потом - евреев, и только на третьем месте - украинцы. Они имели право жить только на отдельных улицах, в основном работали прислугой у польских панов. Получается, что все дома, которые возведены до 1939 года, а это практически весь центр города, национализированы советской властью. Гитлер уничтожил евреев, Сталин выселил поляков, а из окружающих сел, Восточной Украины и России начали привозить людей, преимущественно - военных, представителей НКВД, чтобы те заселяли пустующие дома и русифицировали Львов. 

Поэтому не получится ли так, что поляки начнут массово возвращать свои дома и церкви во Львове? Что же тогда будет с их нынешними владельцами и жителями, которые в течение десятилетий в них жили?

Эта "Вилла Марья" была чьим-то родовым поместьем. Фото: Пользователь still в explorer.lviv.ua

Кто-кто в домике живет?

- Тогда была такая политика - жилье, которое было ничейным, пустым (прежние хозяева либо в концлагерях погибли, либо на войне, либо бежали), можно было занимать приезжим просто так - кому что понравилось, - говорит львовский политолог Валерий Майданюк. - Но уже в 1945 году, через несколько месяцев после взятия Львова советскими войсками, был издан указ, запрещающий самовольно захватывать жилье. То есть кто успел - тому повезло. А теперь все дома и квартиры национализировали, и их по распоряжению местных властей распределяли централизованно. 

- То есть сегодня в центре практически во всех домах живут их потомки?

- Не обязательно. Могли быть и украинские крестьяне, которые приехали во Львов из ближних сел. Также предпочтение отдавалось украинцам, которых в свое время выселили с Польши - с Надсянья, Холмщины, Подляшья. Дело в том, что Сталин и советская власть хотели Львов сделать украинским, поскольку, во-первых, Украинская советская республика, во-вторых, опираться на евреев и поляков им было не с руки. С этими народами они не находили общего языка, а украинцы - это свои. 

Есть свидетельства, что очень часто при этом на поляков давили, угрожали и заставляли выселяться, потому что кому-то понравилась та или иная квартира. До сих пор в архивах есть много уголовных

 дел, справок, жалоб, заверенных органами власти, что, например, пани Агнесу Броницкую изгнал из ее квартиры офицер народной милиции, занявший впоследствии ее жилье. Эти люди жаловались советской власти на преступления той же советской власти. Они думали, что есть какой-то закон, что их защитят.

Речь идет не только о частных домах и квартирах. Когда после войны начали отстраивать Львовский университет имени Ивана Франко, то, по крайней мере, семь частных домов национализировали на нужды университета. Там сейчас отдельные корпуса вуза и факультеты. Даже ботанический сад университета - это тоже были чьи-то земли. Такая же участь постигла и добротные дома в селах. Из чьих-то особняков делали сельские советы, исполкомы, клубы. 

Это все забрали у людей, но официально сегодня оно принадлежит государству. А есть и официальные учреждения, которые когда-то принадлежали государству Польша, вряд ли она будет требовать от Украины их возвращения, - считает политолог.

На некоторых старых домах в центре Львова до сих пор остались польские надписи.
Фото: БЗИКАДЗЕ Мирослава 

Все зависит от уступок Украины ЕС

- А как же быть с церквями? Ведь большинство храмов в свое время тоже были римско-католическим или православными.

- Это мы уже прошли, и имеем довольно успешный пример церковной реституции. Да, были споры между конфессиями, но этот вопрос урегулировали. Дело в том, что церковь - лицо не юридическое, каждый храм возводится на средства прихожан, они-то и являются собственником. И возвращая храмы, их возвращают не кому-то, а местным жителям. Это демократично, это европейский метод, и Украина в свое время согласилась на церковную реституцию.

- Насколько реально, что жители Западной Украины теперь могут оказаться на улице?

Львовский политолог Валерий Майданюк давно изучает вопрос реституции. Фото: Балук/ZIK

- Все зависит от политической воли власти, на какие уступки европейским лоббистам они пойдут, - говорит Валерий Майданюк. - Потому что сам Европейский союз не требует реституции. Он вообще не вмешивается в вопросы частной собственности, их больше интересует экономика. Хотя наше правительство очень зависимо от ЕС - это и кредиты, и помощь. Европейским странам как таковым Украина ничего не должна. Но граждане этих стран могут подавать в суд и на основании различных международных соглашений, которые в свое время заключила и Украина, возвращать свою незаконно отобранную собственность. Другое дело, если эту собственность отобрали до революции, до 1917 года, в этом случае прав уже никто не установит. 

Кстати, поляки приняли решение, что право на реституцию имеют все граждане, которые по состоянию на 1929 год были гражданами Польши. А в то время вся Западная Украина и Западная Беларусь входили в состав Польши, и эти люди были польскими гражданами. Получается, что и украинцы, жившие тогда во Львове, но потом вывезенные в Сибирь, к примеру, имеют право на возврат или компенсацию этой собственности. То есть и украинцы могут иметь выгоду от реституции. Но для этого надо будет обращаться в суд. И каким будет его решение - пока прогнозировать трудно.

- Не касается ли этот закон украинцев, которые до 1939 года жили в Польше, а затем их принудительно выселяли во время операции "Висла"? Ведь они там тоже оставили свои дома.

- Это зависит от самих украинцев. Польша сегодня принимает решение, чтобы действительно восстановить историческую справедливость, и они имеют право на возвращение. И, кстати, есть прецеденты, когда украинцы возвращают свои дома. Но вся северная Польша, к Балтийскому морю, это - немецкая Восточная Пруссия, немцев после 1945 года выселили всех в Германию. И если украинцы заявляют о своих правах, то и немцы могут заявить о своих. И тогда уже начнется полный хаос.

Реституция не угрожает Украине в государственном аспекте, так как ЕС не требует этого от государства Украина, но европейские граждане могут подавать в суд, и решения судов придется выполнять. Но все зависит, что будет объектом судебных споров. 

КОМПЕТЕНТНО

"Если Польша будет давить, Германия сразу же отреагирует" 

Фото: facebook.com/people/ Тарас-Чорновіл

Тарас ЧОРНОВИЛ, эксперт-международник:

- Тема реституции - определенный реваншистский момент, который проснулся и стимулировался Польшей вследствие победы правых политических сил. Вопрос реституции решается двумя путями: международными договорами и внутренним законодательством страны. Но Украина не имеет с Польшей ни подобных договоров, ни  соответствующего закона. 

Однако даже если бы и были договоры и закон, то вопрос все равно решался бы через суд. Но… Есть один технический момент. Иск можно было бы удовлетворить, если бы конкретный украинец незаконно присвоил непосредственно от конкретного польского собственника в 1939 году имущество. Но тогда польская собственность перешла в руки советской власти, затем ее передали украинской власти, а та в свою очередь - в частную собственность. Все "польское" имущество уже приватизировано. Поэтому украинцы являются добросовестными приобретателями.

На сегодняшний день украинские суды не имеют оснований для приема таких исков. Разве что они могут принимать их только для того, что провести предварительный анализ исков и потом решить, что нет объекта иска - к кому этот иск направлен.

Уверен, вопрос реституции скоро стихнет. Поляки недолго будут играть в эти игры, так как понимают, что могут открыть ящик Пандоры. Ведь в ответ вопрос реституций могут поднять в Германии.

Польша в свое время получила западные земли, которые принадлежали Германии - гигантские территории от Балтийского моря до Карпат. Немцев в принудительном порядке депортировали и конфисковали их имущество. И, поверьте, немецкие возможности включить режим реституций относительно поляков на порядок выше, нежели польские по отношению к нашей стране. Если Польша будет давить на Украину - Германия сразу же отреагирует.

Фото: facebook.com/vitalii.bala

Виталий БАЛА, директор Агентства моделирования ситуаций:

- Если говорить о правовой плоскости, то шансы выиграть судебные дела - малы. Нет законодательного подспорья. Хотя допускаю, что единичные случаи могут быть удовлетворены.

В то же время если информационная кампания относительно польской реституции будет только нарастать, то этот вопрос кому-то выгодно использовать с политической целью - испортить отношения между Украиной и Польшей.

Наиболее оптимальный вариант развития ситуации - сохранить статус-кво. Ведь Украина тоже может поставить вопрос реституции. И Германия может вспомнить о имущественных претензиях. 

А КАК У НИХ?

Чехия компенсировала половину стоимости…

- Как этот вопрос решили в других европейских странах? Ведь известно, что через реституцию прошли Прибалтика, Чехия, Словакия, Венгрия.

- Некоторые страны, в частности Чехия, возложили эту обязанность на государство. Они создали регулирующие органы, которые сами искали материалы, документы, обращались в суд. А есть другой опыт, когда государство в это не вмешивается, все решается на уровне граждан: кто выиграет суд, того и будет дом. Каждая страна как считала нужным, так и регулировала этот вопрос. 

Например, Чехия объявила, что согласна с реституцией, но потомкам фашистов и нацистов возвращать имущество отказалась. Соответственно, половину обязательств они отвергли, возвращать решили только половину стоимости имущества. Венгрия отказалась отнимать у людей, университетов, больниц и школ дома, а предложила компенсировать деньгами, ценностями, акциями предприятий. 

...а в Прибалтике возвращали дома

В Прибалтике действительно возвращали квартиры. Но там была совсем другая ситуация. 

- У Эстонии и Литвы была довольно трагическая судьба - многих их граждан с приходом советской власти выселили в Сибирь, а на их место пришли русскоязычные, - говорит Валерий Майданюк. - Поэтому они приняли закон: дома возвращаются тем, кто предъявит на них права. Только было ограничение - семилетний срок. То есть нынешние владельцы могли там жить еще семь лет, но только на правах аренды, и за это время решить свой квартирный вопрос. Был еще такой момент: если объявившийся хозяин не мог ждать семь лет, то обязан был предоставить нынешним владельцам равноценное жилье. 

Когда истекал срок, из квартир выселяли. Кое-кого - насильно. Кстати, также по закону о реституции пришлось в 90-х годах оставить свою шикарную квартиру в центре Риги актрисе Вие Артмане. До конца жизни она потом жила на даче.