21 ноября
Загрузить еще

На "капсулу жизни" у государства денег нет

На
Фото: Фото: Стоп-кадр презентационного ролика проекта

Об изобретении украинского инженера Владимира Татаренко заговорили после авиакатастрофы в Египте, в которой погибли 224 человека, из них четыре наших соотечественника. Несколько лет назад видео­макет авиастроителя был выложен на канале Ютуб, но популярность получил по чистой случайности лишь в начале ноября. Отрывок видео о капсуле за два дня до трагедии разместили на странице сообщества Street FX Motorsport&Graphics в Фейсбуке, оно уже набрало более 18 млн просмотров и более сотни положительных отзывов. Многие пишут: "Идея хорошая, но почему никто до сих пор не решился протестировать такую методику?". За ответами мы решили обратиться к самому проектировщику.

"Сам и строй свою капсулу"

- Фух, извините за опоздание. Пешком к вам пришлось добираться, на трамвай не успел, - извиняется перед нами 76-летний Владимир Николаевич, снимая верхнюю одежду. Инженер, почетный авиастроитель признается: даже и не думал, что его изобретение могло кого-то заинтересовать, да и набрать такое количество просмотров в интернете.

- Вы не поверите. Мне звонит моя внучка из-за границы и говорит: "Дед, слушай, ты знаешь, что твой самолет (проект капсулы) уже более 12 млн просмотров набрал?" Я удивился, ответил, мол, ты думаешь, я слежу за этим, а она мне: "Ты что? Это же миллионы небезразличных людей".

Ученый уверен... Фото: Стоп-кадр презентационного ролика проекта 

Родился создатель капсулы в России. После института его направили на Иркутский авиационный завод, через несколько лет он уже работал на Киевском авиационном заводе. В 90-е годы специфику работы пришлось сменить - сначала Владимир Николаевич организовал свое небольшое предприятие по сборке компьютеров, затем был небольшой бизнес по поставке алюминиевых дисков. Несколько лет назад он зарегистрировал институт гаражного строительства и теперь занимается проектированием автоматических паркингов. Идея разработать капсулу у Владимира Татаренко появилась давно, да все времени не хватало, чтобы ее спроектировать.

- Работая на авиазаводе, я участвовал во многих комиссиях по аварийным ситуациям, насмотрелся на многое. Когда видел эти пепелища, думал: "Нужно что-то делать". Когда занимался паркингами, у меня появилось время на проект, позже запатентовал его. В 2013 году пошел в Министерство транспорта предложить идею с капсулой… но очень разочаровался. "Ну есть деньги - строй, кто тебе мешает. В государстве денег нет" - вот что я услышал. А на проект капсулы нужно всего-то около миллиона долларов, - рассказывает Владимир Татаренко. 

"70% аварий - человеческий фактор"

По словам Владимира Николаевича, в современных самолетах сейчас повышают надежность, применяют новые материалы, и плачевная статистика показывает: 70% аварий происходят из-за человеческого фактора. 

- Сколько самолеты ни совершенствуй, ни применяй углепластик, все равно остаются 70%, сейчас даже почти 80. А все потому, что людей готовят на тренажерах. Психология летчика должна сформироваться во время реальной обстановки. А так он сидит и понимает, что он на земле. Вообще у современных самолетов сейчас нет слабых мест. В авариях чаще всего вина экипажа, заправщика, обслуживания, прибориста. У самолета есть паспорт, куда заносят даже каждую заправку. Для самолета и 50 лет нормальный срок, если за ним правильно следить. 

... его изобретение может спасти сотни человеческих жизней. Фото: Стоп-кадр презентационного ролика проекта 

Изучая статистику, патенты предшественников, Владимир Татаренко понял: нужно создавать капсулу, которая одним махом может спасти сразу всех пассажиров и членов экипажа, причем за считаные секунды. Так и появились две идеи - капсула, которую можно встроить в готовые самолеты и в проектирующиеся.  

- Первый вариант мне не сильно нравится самому - две секунды выходит на вытягивание фюзеляжа, капсула попадет в очень сильные потоки ветра, это дикая нагрузка. Одно дело, когда в военной авиации танк с такой высоты сбросить. Что ему? Кувыркнется, и все, другое дело - люди. Поэтому нужно пробовать, моделировать. За два года такую капсулу можно разработать, - считает инженер. - Второй вариант - постройка абсолютно нового самолета. Но есть недостаток - я должен убрать целый ряд кресел, а значит, цена на билет будет дороже. Но ведь лучше переплатить те 15%, зная, что долетишь живым. Но в наших украинских фирмах другое мнение. Они не понимают, что будут зарабатывать те же деньги, несмотря на меньшее количество кресел. Говорят: "Ну ты испытай, а мы посмотрим". 

Спасет даже при пожаре в хвосте

На видео Владимира Татаренко представлена ситуация, когда пожар возникает около одного крыла самолета. А если возгорание возникнет в хвосте? Сможет ли капсула "вылететь" в такой ситуации? Инженер уверяет: сможет.

- Это несколько осложнит ситуацию, но не помешает. Капсула будет сделана из углеволокна, а оно не горит. За секунду через любой огонь парашют ее вытянет. Пилот видит по датчикам - в хвосте потеплело, нажал на кнопку, и капсулу выпустили. Спастись могут не только пассажиры, но и члены экипажа - дверь кабины пилота будет открываться сразу в капсулу. Выпустить ее можно будет и с земли, конечно, все нужно еще проработать и протестировать.

- При съеме капсулы что будет с багажом пассажиров? 

- Он уже находится внутри, как и буфет, туалет. Капсула герметична. Даже при падении в разряженной атмосфере пассажиры будут находиться считаные секунды, а после 8 километров высоты можно уже будет спокойно дышать. В воде с капсулой тоже ничего не произойдет. За 50 метров до земли взрываются и гасятся пороховые заряды, тем самым сбивая скорость до нуля. Если, конечно, капсула на скалу попадет, возможно, кувыркнется разок, но люди будут пристегнуты, им ничего не будет грозить. Все обойдется, даже если самолет будет падать прямо, как ручка со стола, - парашют надуется. Есть одно ограничение - это 50 метров до земли. После этой отметки он просто не успеет раскрыться. От взрыва "Бука" или ракеты, конечно, капсула не спасет. 


Фото: ЯНСОНС Оскар

СПРАВКА "КП"

Владимир Николаевич Татаренко родился 21 мая 1939 года в России. Кандидат технических наук. Проектировщик спасательной капсулы имеет множество почетных званий - лауреат Государственной премии Украинской ССР в области науки и техники, лауреат премии Совета Министров СССР в области науки и техники, изобретатель СССР, обладатель золотых медалей Выставки достижений народного хозяйства СССР, Выставки достижений народного хозяйства УССР, четырех дипломов почета Выставки достижений народного хозяйства УССР, почетный авиастроитель. 

КСТАТИ

"На аэробусе произошел теракт"

Уже более недели эксперты всего мира ломают голову над одним вопросом: что же все-таки произошло с аэробусом, разбившимся в Египте? Одни считают, что катастрофа случилась из-за технической неисправности самолета, вторые предполагают, что упал борт из-за теракта. Владимир Татаренко склонен ко второй версии. По его словам, самолет не мог просто так развалиться в воздухе.

- Мы дождемся результатов и узнаем, что это был террористический акт. Не мог он теоретически развалиться в воздухе без вмешательства. Возможно, что-то совсем небольшое заложили на посадке. Это какой-то предмет под очень большим давлением, как кислородный баллон. Из-за взрывной скорости фюзеляж разрывает на раз. Сам развалиться самолет из-за ошибки экипажа не может. Или же каким-то образом в кабину пилота введено какое-то отравляющее вещество, а автопилотирование не включили, так как он только набрал скорость. А без него аэробус может сделать такое пике, что легко развалится и без взрывчатки. Моя капсула могла бы спасти этих людей, если что-то произошло с пилотами.