Харьковчанин помогает NASA готовить экспедицию на Марс

Для строительства колоний может использоваться не только песок, но даже марсианская пыль, из которой получится хороший природный теплоизолятор для укрытий. Фото: Кадр из фильма

Корреспондент "КП" в Украине" пообщался со специалистом о проблемах колонизации Марса - ведь NASA уже начало выбирать место для миссии, и о том, насколько реально этот процесс показан в фильмах.

$20 тысяч за литр воды

Фото: Cайт ХНУ им. В. Каразина

Кандидат технических наук гидрогеолог Валерий Яковлев помимо своей штатной работы - оценки запасов земных подземных вод - занимается водой на Марсе и сотрудничает с NASA. Он уже участвовал в выборе места посадки марсоходов на Красной планете. На очереди - подбор места посадки для первых людей. На данный момент NASA рассматривает 46 вариантов. После длительного отбора останется лишь один.

Харьковчанин предлагает "привязать" будущую миссию к марсианским гидролакколитам - гигантским холмам мерзлой породы, содержащим большие запасы льда и кристаллогидратов, а значит, и воды.

- Это сильно облегчает задачу выживания. Доставка одного литра воды только на орбиту Земли обходится в 20 тысяч долларов, а на Марс - будет в несколько раз дороже. В то же время на Марсе есть все, что и на нашей планете, в том числе такие строительные элементы, как железо, алюминий, титан. Вопрос только в том, как это все добыть. Но это технологический вопрос, а добывать и изготавливать необходимые конструкции смогут роботы.

Земляне будут жить под страхом смерти

Для колонистов Марса на первых порах главной задачей будет выживание. Время полета до Марса при современной космической технике - примерно шесть месяцев. Удобное "окно" для этого открывается раз в два года, когда расстояние между планетами сокращается до минимума.

Современная концепция NASA предполагает остановку на Фобосе, одном из двух спутников Марса, а уже потом десантирование людей на поверхность самой планеты с помощью космических шлюпок.

- Но туда еще долететь надо. На Марс попали меньше половины запущенных аппаратов, - комментирует Валерий Владимирович. - Успех космической навигации с людьми на борту облегчается, однако для их жизни есть и другие риски. Вне магнитного поля Земли, пересекая космическое пространство, они могут получить значительную дозу облучения. На Марсе тоже высокий уровень излучения, так как магнитное поле на планете практически отсутствует. Летальную дозу человек там может получить за несколько месяцев на открытом пространстве.

Чтобы решить эту проблему, специалисты рассматривают два варианта: организовать базу под насыпным слоем марсианского грунта (для защиты от губительного излучения достаточно глубины в 1 метр) или под специальным прозрачным материалом - неким куполом, который пропустит солнечный свет и задержит опасные лучи.

Например, не так давно разработан проект домов, состоящих из прозрачного льда. Лед при марсианских температурах (на экваторе средняя - минус 40 градусов Цельсия) представляет собой весьма прочный материал.

Для космонавтов и колонистов Марса на первых порах главной задачей будет выживание. Фото: Кадр из фильма

В фильмах ради красивой картинки идут против физических законов

Когда зашла речь о фильмах о Марсе, Яковлев признался, что специалистам такое кино не очень интересно. Мол, слишком много спецэффектов и выдумок для "картинки".

- "Марсианина"? Нет, не смотрел, - покачал головой наш собеседник. - Видел как-то один из предыдущих фильмов, где был прыгающий человек (в "Джоне Картере" 2012 года главный герой из-за слабого тяготения на Марсе подпрыгивает на десятки метров. - Ред.). Мне это совершенно не понравилось! Ерунда всякая, для картинности идут против физических законов. А "Марсианина" посмотрю, когда время будет.

- Там есть эпизод, когда космонавт выращивает картофель на марсианском грунте. Такое возможно? - интересуемся мы.

- Ничего необычного в этом нет, - улыбается Яковлев. - Собственно, на орбите, в космических условиях, растения выращивают. Почему они не могут расти на марсианском грунте, который состоит из тех же элементов, что и земные горные породы? Жизнь - она везде приспособится.

Для примера, гидрогеолог привел историю о проверке стойкости земной жизни на Луне, куда отправили космический аппарат Surveyor. Почти три года спустя возле него прилунился "Аполлон", астронавты сняли детали с Surveyor и в герметичных упаковках отправили на Землю.

- Оказалось, что земные бактерии выжили в условиях Луны в течение этого времени, - говорит ученый. - На Луне температура колеблется от минус 170 до плюс 130 градусов Цельсия, абсолютное отсутствие атмосферы, жесткое облучение Солнцем - а они не погибли! Жизнь - такая штука, что нужно доказывать, что ее нет, а не наоборот.

Климкин сравнил два фото на встрече с Трампом: свое и Лаврова
Климкин сравнил два фото на встрече с Трампом: свое и Лаврова [фото] 1477 6

Бывший министр иностранных дел считает, что пообщался с главой США "душевнее".

Вакансия для Лещенко: работать 30 дней в году, получать 300 тысяч в месяц
Вакансия для Лещенко: работать 30 дней в году, получать 300 тысяч в месяц 704

Народного депутата восьмого созыва Верховной Рады со дня на день могут назначить членом наблюдательного совета "Укрзалізниці".

Почему Путин упомянул  резню в Сребренице  и причем здесь Украина
Почему Путин упомянул "резню в Сребренице" и причем здесь Украина 1106 9

В споре с Владимиром Зеленским о контроле украинской границы президент РФ вспомнил о войне в центре Европы.

В Польше осудили украинку, которая выбросила в мусорку новорожденную дочь
В Польше осудили украинку, которая выбросила в мусорку новорожденную дочь 197

Женщине дали 8 лет тюрьмы.

Пожар в Одессе: обнаружено еще одно тело
Пожар в Одессе: обнаружено еще одно тело 323

Всего зафиксировано 13 погибших.

Вообразил себя шерифом. В Киеве задержали  Мустанг  в полицейской раскраске
Вообразил себя шерифом. В Киеве задержали "Мустанг" в полицейской раскраске [фото, видео, дополнено] 375

Розыгрыш закончился отправкой в военкомат - один из пассажиров "полицейского" родстера находился в розыске.

Названы 3 области Украины, где больше всего болеют гриппом

С 31 сентября по 8 декабря переболело 4% населения страны.

В Австрии врачи пересадили пациенту  мертвое сердце
В Австрии врачи пересадили пациенту "мертвое сердце" 263

Это первый в истории случай.

Маленький вундеркинд Лоран Симонс ушел из университета
Маленький вундеркинд Лоран Симонс ушел из университета 263

9-летний мальчик передумал стать мировым рекордсменом.

ТНТ снял с эфира сериал  Слуга народа  после показа трех серий
ТНТ снял с эфира сериал "Слуга народа" после показа трех серий 522 1

Представители телеканала заявили, что не планировали показывать весь сезон.

ТНТ начал показывать  Слугу народа  и, похоже, вырезал фразу про Путина
ТНТ начал показывать "Слугу народа" и, похоже, вырезал фразу про Путина [видео] 328 2

Речь идет о сцене, в которой Василий Голобородько рассматривает часы Hublot.

С актрисой Зоей Федоровой расправилась  бриллиантовая мафия  Галины Брежневой?
С актрисой Зоей Федоровой расправилась "бриллиантовая мафия" Галины Брежневой? 600

11 декабря - день смерти знаменитой советской актрисы Зои Федоровой.