19 ноября
Загрузить еще

"Рейд" глазами бойцов АТО: "Операция уникальна, на грани авантюризма"

Фото: Для съемок фильма пришлось создавать реконструкцию рейда с реальным боевым взводом. Фото: facebook.com/ctrs.mou

В этом фильме нет спецэффектов, главных и второстепенных ролей, дорогих костюмов и декораций. Лента, заказанная Минобороны, Администрацией президента и Украинским антикризисным центром, документальная. "КП" в Украине" посмотрела ее вместе с военными и собрала их впечатления. 

"Слишком много пиара"

"Матвей", мобилизованный, 95-я отдельная аэромобильная бригада:

- Я прошел этот рейд, сидя на броне первого БТР в составе разведроты. Не могу сказать, что фильм очень понравился. Да, хронология реальная, но слишком много пиара. Все преподносится так, как будто мы тогда победили и полностью освободили Донбасс. А у нас была конкретная задача: вытащить людей, зажатых врагом возле российской границы. Ее выполнили. Однако подавать это как победу неправильно. Наоборот, к сентябрю мы потеряли еще больше наших территорий. 

За высоту на Саур-Могиле мы боролись тяжелее, чем показано. Ребята выбивали противника оттуда несколько раз. Но как только вешали украинский флаг и отходили, враг снова ее занимал, и приходилось опять ее отбивать. 

Когда на видео ребята говорили, что в некоторые моменты живые завидовали мертвым, они не приукрашивали. Это правда. Было очень тяжело. Сильно уставали, еду часто заменяли сигареты. Их буквально не вынимал изо рта. Иногда в день по пять пачек выкуривали. 

Фото: Соцсети

"Пройдя по тылам, спутали планы противника"

Александр Гайн, пресс-офицер Министерства обороны в Ровенской области:

- Посмотрел этот фильм и открыл для себя много новых страниц боевых действий. Интересно, захватывающе, динамично! Я знал о том, как проходил этот рейд, со слов своих сослуживцев. Знал, что было много раненых и погибших, но без особых деталей. А на самом-то деле операция уникальная даже для международного военного дела. Она граничит с авантюризмом. Пройдя по тылам вражеских сил, наши военные спутали карты противнику, не дав ему выйти к Днепру и Харькову, таким образом сохранив пол-Украины. 

"Рейд" показал новых героев. Раньше у нас бригады были не персонализированы, а тут мы увидели командиров, которые сидели верхом на броне и воевали вместе с бойцами. На них должны посмотреть все. Так что надо брать за руку всех, кто не верит в победу Украины, и вести в кино смотреть этот фильм. Они точно изменят свое мнение. 

Фото: Соцсети

"Нужно больше таких фильмов" 

Анатолий Стельмах, журналист центральной телерадиостудии Мин-обороны, спикер АТО:

- Я снимал 5 дней этой операции на Саур-Могиле. Тогда работал не задумываясь - не воспринимал ее как серьезное мероприятие. Мы не знали, куда идем, поэтому не было панического страха. Всю суть поняли уже позже, когда попали под обстрел "Градом" на Саур-Могиле и в селе за ней.

Для фильма взяли пару моих планов. Итоговый результат мне понравился. Считаю, нам нужно больше таких фильмов - они создают новых героев в стране. Ведь десантники - люди из разных городов, от запада до востока, с севера до юга Украины - своей борьбой против врага объединили всех граждан. 

О ЧЕМ ФИЛЬМ

В августе 2014 года 

95-я бригада под командованием генерал-майора Михаила Забродского провела рейд по тылам противника. Она прорвала линию обороны, совершила марш до Мариуполя, вернулись вдоль границы с Россией, уничтожив несколько артиллерийских батальонов, и пришла обратно в Славянск. Вместе с этой бригадой в операции участвовали 25-я воздушно-десантная и 79-я отдельная аэромобильная. В общей сложности военные прошли 400 километров, из них 180 с беспрерывными боями.

В фильме использовали 20 часов интервью с участниками операции, боевые кадры и видео реконструкции на полигоне в Житомире.

Сумму, потраченную на картину, не оглашают. Советник министра обороны по медиакоммуникациям Алексей Макухин намекает: затраты соразмерны часу эфира на ТВ. Это примерно 60 тысяч долларов. 

ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД

Фильму не хватило человечности 

Фото: Артем ГЕТЬМАН

- Я, конечно, понимаю, что главная задача этого проекта - добрый пиар нашей армии. В условиях очень коварной информационной войны это, безусловно, правильно. Вот только на рядового зрителя, не связанного с боями, не действует на 100%. Создается впечатление, что парни проехали за неделю 400 километров, повоевали и с гордо поднятой головой вернулись на базу в Славянск.

Кто-то может спросить: "Это же профессиональные военные-контрактники. Это их работа. Что тут такого?". А все потому, что не хватает того самого человеческого. Неясно, чем люди пожертвовали, чтобы вывезти из окружения другие подразделения. А они же жертвовали…

- Иной раз трое суток не ешь - нужно выполнять задачу. Было такое, что с конвоем ехали к болоту набрать воды, потому что уже сутки не пили, - говорит молодой боец.

- Если вернуть тот отрезок жизни, лучше туда вообще не ходить, - продолжает майор Игорь Герасименко.

"Неужели после 40 минут пересказа стратегии и тактики пошли эмоции?" Но нет. Дальше продолжил вещать начальник Генштаба Виктор Муженко, и смотреть снова стало неинтересно. Его выступления по ТВ мы наблюдаем регулярно. Хотелось посмотреть в глаза водителю БТР, который вез своих товарищей. Послушать, как было страшно разведчику (а ведь было же!), как все остальные скучали по своим родным и в самые жесткие моменты думали именно о них. О том, как им в тот момент хотелось быть рядом с ними, а не на жаре посреди поля в обнимку с автоматом. О том, как они боролись за жизнь, чтобы опять увидеть родные лица. Вот после этого, на мой взгляд, народ на тысячу процентов поверил бы в то, что увидел на экране.

Новости по теме: ООС (АТО) фильмы