25 ноября
Загрузить еще

Пассажиров пропавшего самолета нашли спустя 80 лет

Пассажиров пропавшего самолета нашли спустя 80 лет
Фото: Александр Светогоров служил в морской авиации (потому и форма флотская) и прославился во время спасения челюскинцев. Фото: Амурские ВВС. 1930 г.

Погода была нелетная. 26 июня 1935 года в Татарском проливе, разделяющем Сахалин и материк, бушевал шторм. Но вызов из Хабаровска пришел срочный, не подчиниться приказу было нельзя. Это сейчас такой путь на самолете - дело плевое. Из Александровска-Сахалинского нужно было преодолеть всего 1400 километров до Хабаровска. Но в то время каждый такой перелет, длившийся около пяти с половиной часов, можно было назвать подвигом.

За штурвал причудливого по сегодняшним меркам аппарата "Савойя-Маркетти S-55" (это, по сути, летающая двухкорпусная лодка), сел Александр Светогоров - ас советских ВВС. Он принимал участие в легендарной операции по спасению челюскинцев. Но и пассажиры были не простые. В столицу Дальнего Востока на отчет летело начальство Тымовской машинно-тракторной станции, которая снабжала техникой все совхозы и колхозы Сахалина. И везли они с собой выручку в миллион рублей (притом что средняя зарплата тогда была рублей 200). В сопровождение выделили даже двоих сотрудников ОГПУ.

Всего же вместе с членами экипажа на борту находились 12 человек.

- Примерно через полтора часа после вылета из Александровска-Сахалинского летчик запросил метеосводку и перестал отвечать. До Хабаровска "Савойя" не добралась, - рассказал организатор последней поисковой экспедиции Геннадий Басюков. - Поначалу газета "Тихоокеанская звезда" регулярно публиковала сводки поисков. Но потом вдруг резко писать перестала. На фоне статей об успехах советской авиации заметки о пропавшей воздушной лодке были совсем не в кассу. Зато слухов ходило много, даже поговаривали, что пилот увел аэроплан с деньгами в Японию.

Обломки "Савойи" нашли только спустя два месяца в районе мыса Лазарева. Причиной катастрофы назвали сложные погодные условия.

- За все эти годы на место крушения было организовано семь экспедиций. Видимо, вывезли первым делом деньги и документы, а тела летчиков и пассажиров так и остались лежать в тайге, - продолжает поисковик. - Часть из них местные жители собрали в мешок и захоронили на кладбище Лазарева в безымянной могиле. Что могли унести из остатков самолета, уже растащили на металлолом.

 

Лишь местный энтузиаст, автомеханик Иван Шило, сумел на свои средства вывезти из тайги двигатели "Савойи" и передать в музей. И по его инициативе наконец удалось организовать к месту крушения полноценную экспедицию - провести изыскательские мероприятия и эксгумацию останков на профессиональном уровне вызвались участники отряда "Авиа-Поиск" из Владивостока.

- Готовились год, собирали информацию об экипаже, пассажирах, - говорит пресс-секретарь "Авиа-Поиска" ДФО Юлия Ливанская. - На месте крушения нашли останки четверых человек, в числе которых женщина. А по расположению обломков можно предположить и примерную картину катастрофы: вероятно, летчик слишком поздно заметил перед собой крутой склон, попытался левым виражом набрать высоту, но скорости не хватило. Сначала ударом о стволы деревьев оторвало левую лодку с пассажирами, следующий удар пришелся на пилотскую кабину.

- Это просто дело чести - похоронить и Светогорова, и остальных пассажиров в братской могиле в Хабаровске, - говорит Геннадий Басюков. - Сейчас важно найти останки всех, провести экспертизу ДНК перед захоронением. В ближайшее время мы отправим в те места еще одну экспедицию. А также будем ходатайствовать о том, чтобы наградить летчика Александра Светогорова посмертно. В 1934 году за спасение челюскинцев он был представлен к ордену Красной Звезды, но награду не получил. Известного своим лихачеством и неспокойным нравом Светогорова за пьянку отстранили на время от полетов. И учитывая "моральный облик", начальство наградные документы на Героя завернуло. 

СПРАВКА "КП"

"Савойя-Маркетти S-55" производилась в Италии в первой четверти ХХ века и считалась по тем временам весьма оригинальной конструкцией. Представляла собой двухкорпусный цельнодеревянный моноплан с хвостовым оперением, с двумя килями и тремя рулями направления. Использовалась в авиации вплоть до начала Второй мировой войны.

Новости по теме: История