Еще недавно большинство читателей знали только Донцову, Маринину и Устинову. Позже к детективщицам присоединились радетельницы за женское счастье: Екатерина Вильмонт, Юлия Шилова и другие. Сегодня на литературном поле выходят те, кто уже давно «жжот» в своих сетевых дневниках. Но темы, которые в Интернете собирают тысячи читателей, как и «сетевая» лексика, не всегда устраивают издателей. И молодым писательницам навязывают гламурные стандарты - залог успешных продаж. А их книги раскручивают «с особым цинизмом». О чем они и рассказали «Комсомолке».
Дресс-код для автора
Маша Царева владеет маникюрным салоном Funky Nails и пишет книжки о том, что волнует современную женщину. «Силиконовые горы» - рассказы про подружек, которые «подсели» на пластические операции, стали бестселлером. Так же, как и «Это подиум, детка» - книга о «барби-планктоне», девушках, которые приезжают в Москву за счастьем.
- Как раз в моду вошла Екатерина Вильмонт, названия книг которой состояли из словесных конструкций, объединенных союзом «или» («Путешествие оптимистки, или Все бабы - дуры»). В пиар-службе издательства решили, что «или» - могущественное слово, которое дает славу и тиражи, - рассказывает Маша. Все мои названия были изменены на громоздкие и иногда бессмысленные. Например, «Будни московского жиголо» стали «Жиголо, или Сто мужчин для безупречной блондинки».
Пиар - отдельная песня. Одно время я стойко ассоциировалась со словом «гламур». Еще смеялась: наверное, только я, одевшись за три копейки в секонд-хэнде, могу услышать заспинный шепоток: «Ох уж эти избалованные гламурные стервы». Просто пиарщикам показалось, что раз Оксана Робски на коне, значит, надо быстро переориентировать под ее стиль всех авторов. В итоге романы, героини которых были маргинальными искательницами свободы, попадали на полки «гламурное чтиво».
Недавно имя Царевой склонял весь Рунет - благодаря пиарщикам.
- «Акция» по продвижению моей книги, которую затеяли в сети пиарщики издательства, возмутительна, - говорит Маша. - Вернувшись из отпуска, я «пробила» свое имя по блогам Яндекса и увидела, что два неких пользователя активно обсуждают мою книгу. Я сразу поняла, что это не бескорыстные добровольцы, а кто-то из издательства. Туда я и позвонила с вопросом. Мне пообещали разобраться. Но я и подумать не могла, что они отметились в стольких сообществах!
Люди, похоже, считали, что замутили отличный креатив. Во всяком случае, «две крутые пиарщицы» до сих пор забивают разные форумы неуместными замечаниями вроде: «Ой, да что вы все о никельсодержащих отходах, вот я тут прочитала «Девушку с голодными глазами», и это очень хорошая книга» - клянусь, примерно так и пишут. Результат - нашествие боевитых анонимов, которые множатся в моем ЖЖ, как грибковое заболевание. Их творчество мечется между лаконичным «Сдохни!» и поэтичным «Твои синюшные ноги похожи на ноги трупа». Надеюсь, что сейчас издатели читают это и хоть как-то отреагируют.
|
Девушки из общества
Ева Ланска - жена известного предпринимателя Максима Безелянского, совладельца гипермаркетов «Мосмарт», входящего в список Forbes, девушка в светском обществе известная. Ее дни рождения ведет Андрей Малахов, а гостям поют Animas и Илья Лагутенко. Когда ее книга Wampum появилась на прилавках, многие решили, что это очередная «рублевская почеркушка».
- Издательство сначала предложило мне гламурный концепт, ориентируясь на мой социальный статус, - говорит Ева. - Но сейчас сами рады, что мне удалось настоять на детективном жанре. Пришлось убеждать, ссориться. Доказывать, что я не проживала на Рублевке, поэтому могу быть только «переделкинской» писательницей.
- Возможно, издатели опасались реакции вашего мужа?
- Мой муж никак не может повлиять на то, как я пишу, и на тех, кто меня читает. У моих книг один автор - я, и «продаваться» по удобной для издательства схеме я не готова.
«Все сплетничают и завидуют»
Арина Холина - еще один молодой автор, который классно пишет о современном мире, по совместительству - жена Мутабора из популярной некогда группы «Мальчишник».
- Всегда было интересно, дружат ли писательницы?
- Официально все друг другу улыбаются, а за спиной, конечно, сплетничают, завидуют и насмехаются друг над другом. Я не выше этого - тоже завидую и сплетничаю.
- А прожить на гонорары можно?
- Я живу на гонорары, и мне хорошо. Платят в зависимости от того, как ты умеешь торговаться и какие у тебя тиражи. Я лично за копейку буду биться, но мои издатели тоже не шиком бриты - за процент удавятся. Такая веселая жизнь.
«Автор ЖЖот»
В Сети все общее?
Некоторые современные писатели начинали с написания рассказов в Интернете. Причем многие блоггеры просто собирают записи в своем ЖЖ, а потом их издают. Даже появились серии «Автор ЖЖот». Но иногда случаются и скандалы. Так произошло с писательницей Ланой Капризной. После выхода книги «Dорого и Gлупо» известный светский обозреватель Божена Рынска заметила, что многие тексты взяты из ее блога.
- Из некоторых моих постов про светскую жизнь она сделала «отжим», а один кусок даже не обрабатывала - так и вставила с моими шутками и комментариями. Я отдала материалы юристам «Известий», сейчас жду, когда дело доведут до конца. И вопрос тут не в деньгах, а в моральном удовлетворении.
ГДЕ ДЕНЬГИ?
...Но можно рукопись продать
Обычно начинающим авторам издательства предлагают - от 500 до 5 тысяч долларов. Если автор немного разбирается в процессе, то потребует еще и «роялти» - процент от продажи книг. «Роялти» обычно составляет от 5 до 15 процентов с каждой проданной книги, причем считается цена за экземпляр без магазинной накрутки.
Писателям, имеющим в загашнике несколько книг, или с «именем» платят от 20 000 долларов. Главное - договориться и не продешевить. Говорят, что Сергей Минаев по неопытности за свой роман «Духless» получил гонорар меньше тысячи долларов и никаких процентов от продаж.
Елена Лаптева ждет ваших откликов на сайте.