21 ноября
Загрузить еще

Александр Заколодний: "Украинцы покорили гору, которая сложнее, чем Эверест"

Александр Заколодний:
Фото: Александр Заколодний на вершине пика Победы... Фото: Личный архив Александра Заколоднего.

Помощи ждать было неоткуда

С 28-летним харьковчанином Заколодним мы договорились о встрече возле скалодрома "Вертикаль". Здесь альпинист тренирует молодежь подниматься по отвесной стене. 

Недавно Александр вернулся из Киргизии, на Тянь-Шане вместе с товарищами по сборной Украины он восходил на две вершины - пик Победы (7439 м) и пик Хан-Тенгри (7010 м). Вторую покорили не все сборники, но Александр справился. Впрочем, настоящий драйв ребята ощутили от восхождения на пик Победы - самый северный и самый сложный семитысячник планеты.

- Восхождение на Победу сравнивают с восхождением на Эверест по классическому маршруту, - объясняет Заколодний. - И то погода там, говорят, стабильнее, гора более пологая, провешиваются перила и все такое. А здесь вообще ничего нет.

Вдобавок на Тянь-Шане, самых высоких горах бывшего СССР, нет необходимой для альпинистов инфраструктуры, удобного транспортного сообщения, как в Гималаях. Нет поселений на склонах, жители которых могли бы предоставлять разные услуги скалолазам. На Памире, по словам харьковских альпинистов, такая же картина.

- Пара вертолетов на весь Таджикистан, - говорит Заколодний. - В прошлом году я ездил на пик Корженевской и пик Коммунизма (теперь - Сомони), и мне еще повезло попасть на один из вертолетов, который туда летел. Десять дней дожидался. А в нынешнем году у ребят не получилось, потому что один вертолет разбился, а второй забрали куда-то людей спасать.

В Киргизии, откуда сборная Украины только что вернулась, ситуация лучше, но ненамного.

Александр уверяет, что все несчастные случаи в альпинизме происходят в основном из-за разгильдяйства.

- Ты же знаешь, где идешь, - объясняет Александр. - Если, скажем, есть опасность схода лавины - либо двигаешься быстрее, либо дожидаешься безопасной погоды и состояния снега. 

- Оказывались в ситуации, когда и вверх подниматься страшно, и вниз опускаться тоже страшно?

- Бывает, - соглашается Александр. - Спускаться реально страшнее, чем подниматься. На моем уровне уже можно себя перебороть. К страху новички постепенно привыкают. Мне и сейчас страшно. Страх - это классное чувство. Кто не боится - тот, к сожалению, погибает очень быстро…

... До звания "Снежный барс" остался один семитысячник. Фото: Личный архив Александра Заколоднего.

"Когда стреляли в моих друзей на Нанга-Парбате, мне просто повезло" 

В Гималаях Заколодний бывал не раз. Восхождение на Макалу (8463 м) стало одним из сложных испытаний.

- Не знаю даже, сколько на Макалу было экстремальных моментов, - признается Александр. - Это было первопрохождение, вообще новый маршрут на эту гору: и камнепады, и лавины, и сложный рельеф, где можно было сорваться, и сумасшедшая погода на очень большой высоте, и разорванные палатки.

А вот на Эвересте Заколодний не был ни разу. Загвоздка не в сложности подъема, а в дороговизне экспедиции. Самый бюджетный вариант - 30 тысяч долларов на человека. 

Впрочем, до определенного момента планы на Эверест строились. Все изменилось в июне 2013 года, когда во время экспедиции на Нанга-Парбат (8125 м) террористы расстреляли друзей Заколоднего: Игоря Свергуна, Дмитрия Коняева и Бодави Кашаева. О трагедии Александр говорит неохотно. Объясняет, что в горы ходят не все сразу, а двойками или тройками. У Свергуна была тогда своя связка.

- Мы из одной экспедиции, были вместе до последнего. Но мне повезло, - вспоминает Александр. - Ребята раньше спустились в базовый лагерь, а я остался выше.

Заколодний попал в базовый лагерь уже после того, когда его друзей увезли. На опознание  его и еще одного товарища по экспедиции возили под вооруженной охраной. После расстрела спортсменов полиция Пакистана задержала 20 человек, которых подозревали в причастности к преступлению.

КСТАТИ

"Снежным барсом" станет после пика Ленина

Еще одно восхождение - и Александр Заколодний получит звание "Снежный барс". Его дают альпинистам, которые покорили все пять семитысячников бывшего Советского Союза. На счету харьковчанина - четыре, их альпинист взял всего за два года.

- Остался пик Ленина, но это самый простой семитысячник, - объясняет парень. - Я там никогда не был, и в следующем году, наверное, логично будет поехать туда.

Если пик Ленина будет взят, Заколодний станет первым харьковчанином, который стал "Снежным барсом" во времена независимости Украины.

Новости по теме: альпинист путешествия