Загрузить еще

Руины домика Рыльского хотят продать за 100 тысяч долларов

Руины домика Рыльского хотят продать за 100 тысяч долларов
Фото: Было - стало. Дом Рыльского в Ирпене постепенно превращался в руину, а затем его снесли. Фото: автор

Город светлых муз Максима Рыльского

Ирпень - уютный городок с населением, едва достигающим 40 тысяч человек, расположился на берегу одноименной реки. Исторически сложилось, что в городе под Киевом строили загородные дачи известные культурные деятели рубежа XIX-XX веков. Среди звездной плеяды Пастернак, Вериковский, Носов, Донцов, Петрусенко.

Максим Рыльский, известный своей страстью к охоте и рыбалке, не устоял перед роскошной природой реки Ирпень. В 1937 году он приобрел дом по соседству с композитором Владимиром Йорышом и переехал с семьей.

Максим Рыльский Фото: http://lichnosti.net/

- Рыльский написал здесь свой известный цикл "Рыбацких сонетов", занимался переводом сербского фольклора на украинский язык. Сам дом неоднократно посещали Владимир Сосюра, Андрей Малышко, Остап Вышня и многие титаны украинского слова, -  перечисляет директор Ирпенского историко-краеведческого музея Анатолий Зборовский. - Здесь же Рыльский начал использовать экологические мотивы в своем творчестве, видя, как на его глазах, реку Ирпень и окружающую местность разрушали для планового строительства огородов.

В 1953 году писатель продал ирпенскую усадьбу. С того момента дом переходил из рук в руки. Ничего хорошего с ним не происходило. Его перестраивали, ломали, а 21 июля 2015 года снесли.

Дом Максима Рыльского в 1930-х годах. Фото: Архивное фото, предоставленное Анатолием Зборовским.

Бульдозер смял стены и фундамент

Это сделали последние владельцы домика Рыльского - Татьяна Де Сото и Владислав Раилко. Они не имеют отношение к семье писателя. И друг с другом их связывает лишь то, что в 2009 году купили землю, на которой стоял особняк.

Участки так делили, что часть дома оказалась у Владислава на участке, а часть – у Татьяны. Этот момент хорошо подчеркивает, как в Ирпене плохо относились к своему культурному наследию.

- А сколько заплатили, - спросила "КП в Украине" у Раилко?

- В 2009 году я приобрел этот дом с участком за 98 тысяч долларов с учетом всех процедур купли-продажи. – признался мужчина. - Теперь прошу за него 100 тысяч долларов.

Татьяна и Владислав на вопрос о Рыльском качают головами. Мол, о писателе слышали, но что с 2009 года владели его домом, а потом его разрушили  - впервые.

- А если бы знали историю?

- Мы бы, скорее всего, это все равно сделали. Год висела огромная вывеска "Продается участок" и никто из чиновников на это не обращал внимание. Никто из них не вышел на связь, не предупредил. Сейчас нам пришлось снести дом, чтобы беспроблемно продать свои участки, - говорит Владислав.

- У городских властей было восемь лет, чтобы внести дом в перечень культурного наследия, - говорит Татьяна. - Они составили список в 2007 году, однако на сессии горсовета не проголосовали. За все это время ничего не было сделано ими для этого дома. Это была руина. 

Объявление о продаже участка.
Фото: ГОЛОВАСТОВ Александр

Татьяна и Владислав жалуются. Рассыпался дом Рыльского – никому не нужен был. И вдруг всполошились. Подозревают, что не о культуре люди переживают, а пытаются шумихой сбить цену на землю.

- У меня есть потенциальный покупатель, - сказал Раилко. - Но недавно мне позвонил еще одни заинтересованый и предложил сумму в два раза меньшую от заявленной с намеком на недавние проблемы. В исполкоме могут не дать справку об отсутствии сооружений на моей территории. Об этом меня там предупредили по телефону. Пока не знаю наверняка, официальный ответ будет на днях. А без этой справки я продать участок не смогу, как не смогу на нем что-либо построить. Если так случится, буду бороться за свои права до конца.

Совладельцы участка, где находился дом Рыльского, Владислав Раилко и Татьяна Де Сото.
Фото: ГОЛОВАСТОВ Александр

Локти кусают

Чиновники отдела культуры, национальностей и религии горсовета Ирпеня заявили, что дом разрушили незаконно, поскольку владельцы участка написали заявление на снос в тот же день, когда приступили к демонтажу.

Пока это единственный козырь в руках местных властей. И, похоже, не особо веский.

Владельцы разрушенного домика имеют документы, что подали заявление на снос за две недели – 6 июля. И после демонтажа им выдали акт с мокрой печатью.

- Да, заявление было подано и мы его приняли. Но они не дождался официального разрешения или запрета на снос дома, - парирует начальник отдела архитектуры ирпенского горсовета Михаил Копач в  комментарии "КП в Украине".

Перепалка может длиться годами. Но невооруженным глазом видно, что виноваты все. Одним была безразлична судьба дома, другим – его ценность. И никто не спрашивает, накажут ли чиновников, которые это допустили?

Если так пойдет, то скоро в Ирпене засохнет 600-летний дуб, под которым любила отдыхать Леся Украинка. И любая из сторон ответит, что ничего не могли поделать.

Не верите, тогда послушайте ответы жителей Ирпеня. Люди каждый день ходили мимо дома Рыльского и…

- Узнала, что этот дом стоял здесь только из СМИ, когда дома уже не стало. Грустно, конечно, что убрали, и грустно, что когда был целым, о нем мало кто слышал, - Ирина Старобудова.

- Помню со школу стих Рыльского "Белые мухи". А что, разве он у нас жил? -  Сергей Васильев.

- Мы и не знали, какая рядом ценность. Когда 20 числа начали дом сносить, поднялся шум, много людей пришло посмотреть. Тогда и стало известно, что тут жил когда-то Максим Рыльский. А теперь как в той пословице "Что имеем, не храним, а потеряем – плачем", - Наталья Лысько.

Фото
Фото
04 Августа 201511:49

Печальная история, но есть и хорошее

По иронии судьбы, но через день после сноса, 22 июля, дом включили в перечень культурно-исторических памятников местного значения под №26 с пометкой "разрушенный". Это тот случай, когда народная мудрость "лучше поздно, чем никогда" звучит как насмешка.

У до боли прозаической ситуации есть некое подобие светлой стороны. Внесенные ирпенским горсоветом в перечень культурного наследия 57 строений имеют все шансы остаться "живыми" и передать потомкам крупицы облаченной в кирпич и глину памяти о давно ушедших эпохах, людях и событиях.

Место, где стоял Дом Максима Рыльского в Ирпене.
Фото: ГОЛОВАСТОВ Александр

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

"Виноваты все"

Директор музея Анатолий Зборовский:

- Виноваты тут все: мы, как активисты культуры вместе с властью, что растянули, не добились включения дома Рыльского в перечень культурного наследия; хозяева, которые, собственно, строение снесли. Попытки сделать и утвердить список таких важных объектов были еще предприняты в 1980-х. Тогда создали краеведческую комиссию при библиотеке Ирпеня и составили список домов, где когда-либо жили деятели искусства. Тогда на этом все и закончилось. В 2007 году также был составлен подобный список, но депутаты горсовета его не рассматривали.

Директор ирпинского музея Анатолий Зборовский
Фото: ГОЛОВАСТОВ Александр

 

Новости по теме: Киев литература Ирпень