На летние кафе жалуются все подряд. Жильцы домов, рядом с которыми обретаются кафешки, - им музыка мешает спать, а отходы валяются прямо на улице. Посетители - шашлык недожарен, а пиво разбавлено. Периодически закрывают эти забегаловки, а они вновь вырастают как грибы. Но что интересно: жалоб много, а посетителей полно! Так, может, не все так страшно? Корреспондент «Комсомолки» решила проверить это на личном опыте, устроившись в кафе официанткой.
«Медкнижка - вопрос второй. Главное - чтобы человек хороший был!»
Работу я нашла с лету, зайдя в первое попавшееся кафе. Пяток пластиковых столиков, пожелтевшее меню…
- Вам официантка не нужна?
- Ты студэнтка, что ли? Мэдкнижка есть? - дружелюбно встретил меня колоритный хозяин заведения Вахид.
Я утвердительно кивнула. Но вот незадача - моя «мэдкнижка» «просрочена года на три...». В ответ на эту свежеизобретенную мною ложь неунывающий хозяин махнул рукой:
- Мэдкнижка - вопрос второй. Будэшь хорошо работать, мы тебе сами сдэлаем. Главное - чтобы человек хороший был, - философски заметил Вахид. - Приходи завтра утром.
Скажу сразу, я отработала две недели, но моей санитарной книжкой так никто и не озаботился.
«Порченых огурцов в салате не видно»
Ассортимент в кафе был скромен. Пиво в бутылках и в розлив, дорогое и дешевое. И прилагающиеся к пиву чипсы, сухарики, рыбка. Шашлык в лаваше и греческий салат, которые значились в пожелтевшем меню, приносили из соседнего летнего кафе, принадлежащего тем же хозяевам. В том были раковины, туалет и плита. В нашем - нет.
Меня встретила совладелица кафе Ольга, дамочка лет сорока с выжженными гидроперитом волосами и ногтями такой длины, что легко заменили бы ей вилку.
- За водой будешь ходить в соседнее кафе. Воды наберешь в ведерко. В ведре - тряпка, чтобы столы протирать. Здесь же и пепельницы мой.
Посетителей почти не было, поэтому меня отправили наводить порядок во втором кафе. На кухне вокруг огромных мешков с мусором вились мошки. На столе валялись кусок сыра с душком и пожелтевшие, съежившиеся огурцы. Я добросовестно собрала мусор, выкинула сомнительные продукты. Но, оказывается, все сделала не так.
- Здесь же огурцы и сыр лежали! - ошеломленно смотрела на меня Ольга. - Ты что, все съела?! А готовить из чего будем?
- Выкинула! Так все же испортилось, - я совсем растерялась.
- Ничего не пропало, сыр в микроволновке расплавить - и все. А огурцов и вовсе в салате не видно.
Обидчивых посетителей обзывают «мухами»
Когда я подсчитала зарплату официантки, сразу стало ясно, почему так легко нашлось место. Платят в кафе катастрофически мало - 350 рэ (около 75 грн.) за день. А работать надо с 9 утра до 12 ночи. Чаевых в таком месте не дождешься.
В кафе заглянули трое парнишек, по виду - студенты.
- Нам три порции шашлыка, граммов по двести! Поскорее!
- Ну, я не знаю, как поджарят, - запинаюсь я.
- Мы быстро готовим, мясо уже замариновано, - тут же вмешивается вторая официантка Наташа. А мне на ухо строго: - Не тупи! Все уже готово.
Уже на кухне Наташа объяснила:
- Главное - разогреть хорошенько в микроволновке, чтобы ничего не заподозрили, и подождать минут десять: типа, мы готовили, старались. Проверять, что ли, придут?
Через полчаса пообедать зашла компания из четырех подружек лет тридцати. Потребовали меню.
- Шашлык-то, небось, из бобика, - заявила одна.
- Из какого бобика?! - не оценил юмора Вахид. - Свэжайшая свинина!
Отведав разогретого мяса, дамочки завозмущались:
- Блин, его не откусишь. Несъедобное! А такие деньги заплатили!
Я стиснула зубы и молча вытерпела все претензии.
- Обидели? Да не парься, пришли тут, строят из себя, - посочувствовала мне Наташа. - Мы таких называем «мухи». Такие же назойливые и противные.
Про способы содрать с покупателя побольше
Опытная Наташа день за днем охотно обучала меня всяким премудростям. Например, совсем необязательно внаглую обсчитывать клиентов, чтобы получить навар. Есть куча других способов. Прибыль делают на всем. Тончайший кусочек хлебушка, например, мы продавали за пять рублей (1 грн.). Сто граммов дешевого сока - 15 рэ (около 3 грн.), и все остальное в том же духе.
Многие считают, что летние кафешки дешевле, чем стационарные. За две недели моей работы у Вахида я поняла, что это миф. На самом деле это как раз тот случай, когда цена не соответствует качеству. Здесь с вас сдерут деньги даже за салфетки, зубочистки и пластиковые стаканчики. О чем я не знала весь первый день работы.
- Ты что же, стаканчики бесплатно раздавала? - уставилась на меня хозяйка Ольга, когда вечером я сдавала кассу. - Они, по-твоему, бесплатные? За каждый надо брать деньги.
Еще одна из прибыльных статей - столь любимое посетителями пиво.
Металлические бочонки-кеги с разливным привозят с утра. Сначала оттуда идет пена. Ее сливают в стаканы, которых за день может накопиться до нескольких десятков. За это время в стакан могут и мухи нападать, и официант из него отхлебнуть... Сначала для меня было загадкой, что делают с этими запасами пены. Просветила хозяйка Ольга:
- Никогда не выливай! Если видишь, что клиент уже поддатый, незаметно подлей в такой стакан пива того же сорта и отнеси ему...
Конечно, пьяный клиент - лучший клиент. Такого обдурить легче. А вот наглых и шумных в кафе не любят. Как и любителей халявы. Таких выпроваживают без особых церемоний.
Исключение делали только серому коту Ваське. Да и ему в конце концов не повезло. Однажды Вася притащил свежепойманного воробья и положил его на пол недалеко от столиков. То есть нарушил самое строгое правило общепита - пришел в кафе со своей едой... Кота с криком изгнали. А дохлая птица осталась. Народ стал шуметь.
- Убери эту гадость, - отправила меня Ольга.
«Гадость» я убрала. Но в кафешку уже не вернулась.
ПОДСКАЗКА «КП»
Если уж жажда и голод занесли вас в летнее кафе, следуйте нашим советам:
1. Салат должен быть только что из холодильника. Потому что в жару и 15 минут достаточно, чтобы колбаса с майонезом пропали.
2. Если покупаете бутылочное пиво, просите, чтобы бутылку открыли при вас - и налили в кружку.
3. Будьте бдительны с пивом на розлив! Пиво в кегах даже в жару прохладное. Если оно теплое, то либо его разбавили, либо оно простояло несколько часов на столе у бармена.
4. Если в меню есть шашлыки - должен быть при кафе мангал. Если его нет, значит, мясо разогревали в микроволновке.