Загрузить еще

Единственная женщина-вертолетчица в нашей стране: "Моими воспитанниками можно заполнить три полка"

Единственная женщина-вертолетчица в нашей стране:
Фото: Воспитанниками Приходько можно заполнить три полка, от простого пилота до командира. Фото - Архив Любови Приходько.

Первый полет Любовь Федоровна совершила 50 лет назад. И она до сих пор легко управляет винтокрылыми машинами. Сейчас она тренирует сборную страны по вертолетному спорту, мотается по украинским аэродромам и передает молодым свой опыт и умения. А опыт у нее приличный. Достаточно сказать, что Любовь Приходько является абсолютным чемпионом мира по вертолетному спорту.

Родители были против летной карьеры

На вопрос, как она попала в авиацию, Любовь Федоровна сначала отмахивается: "Да я уже и не помню", а потом признается, что стала мечтать о небе сразу, как научилась говорить. Когда у маленькой Любы спрашивали: "Кем будешь?", без запинки отвечала: "Летчиком!".

Как только девушка окончила школу в родном селе, поехала учиться в Сумы, нашла авиаклуб и стала заниматься парашютным спортом. Увидела вертолет - захотела научиться. Начальство долго упорствовало, но все же сдалось: сначала разрешили посещать теоретические занятия, затем позволили летать.

- Родители долго не знали, чем я занимаюсь. Узнав, были категорически против, - вспоминает Любовь Федоровна. - "Как это так?", "Боже упаси!". За детей беспокоились… Я им объяснила, что это мой выбор, летать не брошу.

В 1965 году Люба наконец-то совершила свой первый полет.

В свои 67 Любовь Федоровна (за штурвалом) легко управляется с вертолетами, чуть потренироваться - и на самолете полетит. Фото - Архив Любови Приходько. 

Возрождала вертолетный спорт

Потом была летно-техническая школа в Калуге, работа летчика-инструктора в ДОСААФ в родных Сумах. 19 лет Любовь Федоровна была членом сборной Советского Союза по вертолетному спорту. По ее прикидкам, налетала она более 6 тысяч часов. В свое время могла уйти в "Аэрофлот" и налетать втрое больше, но ушла в ДОСААФ.

В 1991 году коллектив разогнали, и женщина не летала 11 лет. А когда в Украине начали возрождать вертолетный спорт, Любовь Федоровна отправилась в Харьков готовить курсантов.

- Около 150 ребят научила летать, - рассказывает наша собеседница. - Это немало. Три выпуска в ХУПСе (университет воздушных сил в Харькове. - Ред.) сделала. Моими воспитанниками можно заполнить три полка, от простого пилота до командира. Они летают и в военно-воздушных силах, и в МЧС, и в морской авиации. 

Сын летал, но не "долетел"

Благодаря авиации Любовь Приходько познакомилась с мужем, инженером-техником. Встретила свою любовь наша героиня в Сумах, где, в общем-то, случалось все самое значимое в ее жизни. У Любови Федоровны двое взрослых сыновей, внуки и уже правнуки пошли.

- Старший сын даже летал у меня. К сожалению, не получилось у него поступить (на летчика. - Ред.), а мне некогда было его толкать, - признается женщина расстроенным голосом. - Он хотел, но не приложил усилий, чтобы самому поступить. Еще и конкурс был приличный. 

В Харьковском аэроклубе хорошо знают и любят Федоровну, говорят, таких специалистов-женщин во всем мире - единицы, а в Украине Приходько - единственная. Дети чемпионки тоже гордятся ею - сын Сергей выставляет на своей страничке в соцсетях фотографии своего ребенка на фоне аэродромов, вертолетов и завоеванных бабушкой наград. 

Женская сборная СССР по вертолетному спорту. (Любовь Приходько 4-я справа). Фото - Архив Любови Приходько.

КСТАТИ

Вертолет сложнее самолета

Чемпионка мира Приходько поднимала в воздух разные машины - от отечественных до "иномарок", но большую часть полетного времени провела в Ми-1 и Ми-2. Именно эти "старички" использовались в Сумах.

- Что было, на том и летала, - объясняет чемпионка мира. - Полеты есть полеты, они везде одинаковы. Я и на самолете летала, они проще вертолета. Главное - поймать точку выравнивания при заходе на посадку. 

Новости по теме: Вертолет высший пилотаж