Недавно, гуляя с собачкой Бобкой, я немного ослабила поводок - и пес метра на три опередил меня, труся по тропинке. И тут навстречу - пожилой господин. При виде Бобки он странно попятился и заорал: "Пошел вон, вонючка!" Я разволновалась от неожиданности. Бобка - декоративнейшая собачка и воняет максимум кружевной диванной подушкой, надушенной "Шанелью".
Обложив противника беглым бранным огнем без единого матерного слова, я как-то на удивление быстро успокоилась. Сама себе изумилась. Откуда такая интеллигентность? Видимо, старею. И я задумалась о кризисе среднего возраста. Это выражение обычно применяют к мужчинам. Оно и понятно: у женщин "кризис" чуть не каждые 10 лет. Мужчины подводят итоги сами, а женщин это вынуждает делать зеркало - самый беспощадный наблюдатель. Оно постоянно демонстрирует что-нибудь новенькое, заставляя перетряхивать свои представления о себе и окружающем мире.
И все-таки сорокалетие - особенный рубеж. Примерно в этом возрасте у самых романтичных из нас рождаются дети, у самых шустрых - внуки, а сами мы из племени "молодых" начинаем стремительно дрейфовать в сторону "мудрых". Количество опыта переходит в качество, и невозможно не поделиться.
1. О бренной красоте
Именно в "среднем возрасте" понимаешь, как полезно было относиться с юмором к своей привлекательности. Юность, проведенная "без взора наглого для всех, без притязаний на успех", - залог счастливой зрелости. Мне живется теперь намного легче, чем приятельницам, которые в молодости коллекционировали восхищенные взгляды, букеты, бибикающих водителей и плевки в спину от соперниц. Мне нечего терять и не нужно бегать по косметологам и пластическим хирургам. Мужчин, которые ценят в женщине только суповой набор красоты, все равно не вернешь. В привлечении остальных обаяние и веселый нрав - гораздо более твердая валюта. И как приятно, покупая бутылку пива, услышать от кассира: "Покажите паспорт". Это самый ценный комплимент для сорокалетней женщины.
2. О конкуренции
Соперничать с женщинами за внимание мужчин - непрактично. Подруг и приятельниц хорошо иметь много, а любимый мужчина нужен всего один. Пока не встретишь своего человека, ухажеры меняются. А подруги остаются на всю жизнь. Грешна: пару раз я вступала в поединки за любимых. Мои соперницы были не менее (а может, и более) достойными людьми, чем те, за кого я жестоко сражалась. Дружба этих женщин пригодилась бы мне теперь гораздо больше, чем эфемерные "любови", чьи лица теперь и не вспомнить. Ах, как много времени мы тратим на освоение простой арифметики: "мужчина моей жизни" - не просто "любимый", а "любимый" плюс "любящий" - за него и бороться не приходится.
3. О новой женственности
Приближаясь к сорокалетнему рубежу (и не забывая громко сообщать об этом на каждом углу), обрастаешь поклонниками, которые прежде стеснялись делать куры "такой молоденькой деточке". Когда тебе "до тридцати", мужчины на 20 лет старше шарахаются от тебя, как от чумного барака. Никому не охота прослыть "старым козлом" в глазах почтенной публики. Приближаясь к сорока, ты перестаешь быть педофильским пугалом для джентльменов категории 55+, что радует, поскольку расширяет выбор. К тому же "взрослый" мужчина тебе интеллектуально ближе, чем, например, тридцатилетний, который окончил школу в лихие 90-е, путает Л. Н. Толстого с А. Н. Толстым и социализм с коммунизмом.
4. О "козлах"
Цифра "сорок" в сочетании с парой-тройкой солидных поклонников действует как дихлофос на мелкую шушеру. Альфонсы, маменькины сынки и прочий мужской неликвид исчезают, аки тает воск от лица огня.
Во-первых, к сорока ты уже доктор козловедческих наук. Если парень не имеет постоянного места работы, несет на бывшую жену как на мертвую или живет с мамой - это чистый, хладнокровный досвидос. Не надо к нему "приглядываться" и давать шансы, потому что, мол, "люди разные". Никакого постмодернизма: неудачники все одинаковые. Особенно легко эта истина осознается, когда после работы тебя есть кому забрать на блестящем черном "Лексусе".