21 ноября
Загрузить еще

Харьковский строитель подарил музею 2000 картин

Харьковский строитель подарил музею 2000 картин
Фото: Илья Лучковский давно известен в среде живописцев и искусствоведов. Фото: соцсети

На самом деле собрание Ильи Лучковского более чем из двух тысяч работ отечественных живописцев ХХ века бесценно. Такую коллекцию, в которую входят картины кисти Зинаиды Серебряковой, Кузьмы Петрова-Водкина и других прославленных мастеров, больше никому собрать не удастся. 

Долгие годы своей жизни 78-летний харьковчанин Илья Лучковский посвятил коллекционированию картин. Многие из них со временем превратились в настоящие сокровища. Правда, в последнее время хобби стало мешать здоровье. На то, чтобы пополнять и заботиться о коллекции, сил почти не осталось, поэтому Илья Яковлевич решил безвозмездно передать ее Харьковскому художественному музею.

Сейчас картины инвентаризируют и систематизируют. Вся коллекция в одну комнату не поместилась. Кстати, три сотни полотен написаны женой коллекционера. 

Людмила Пономарева показывает полотно Василия Ермилова "Лето. Боярка" (1938 год)
Фото: БУНОВСКИЙ Константин

Репродукции менял на оригиналы

Илье Яковлевичу нездоровится, поэтому более подробно о коллекции и о коллекционере рассказала "КП" в Украине" заведующая музейным отделом современного искусства Людмила Пономарева. Несколько десятков лет они вместе искали полотна: Лучковский - для своей коллекции, Пономарева - для художественного музея.

- Тяга к рисованию была у Ильи Яковлевича еще с детства. Жил он напротив Художественного института в Харькове, часто заходил туда на вернисажи, дружил с художниками. Стал членом Союза художников Украины.

"Портрет француженки. Мадам Годар" Василий Шухаев написал в 1930 году.
Фото: БУНОВСКИЙ Константин

Лучковский - строитель, до сих пор работает профессором в университете строительства и архитектуры. А для души он поначалу собирал альбомы с репродукциями картин.

В 1970 году Лучковский познакомился с харьковским акварелистом Сергеем Луневым.

- Речь зашла о творчестве художников 1910-1930 годов, чьи имена были вычеркнуты из официального искусства. Лунев порекомендовал Лучковскому собирать картины харьковских художников, которых хорошо знал, - рассказывает Пономарева. - Несмотря на то что многие работы начала ХХ века уже разошлись по частным коллекциям, Илья Яковлевич рискнул начать.

Впоследствии охват картин коллекции расширился до всего ХХ века.

Полотна от наследников

Особая ценность коллекции Лучковского в том, что практически все произведения приобретались непосредственно у самих художников или их наследников. Такой подход страховал от подделок и копий, которые часто "всплывают" в других коллекциях.

- Лучковский умел общаться с людьми, и надо сказать, что его отношения с семьями художников сохранились на десятки лет, - утверждают в музее. - Произведения приобретались разными путями. Так, три работы Зинаиды Серебряковой 1905 года он купил в Харькове, а одну - пейзаж "Поля. Нескучное" - обменял у московского коллекционера. "Портрет француженки мадам Годар" Василия Шухаева купил в Тбилиси у вдовы художника. Некоторые работы ему и просто дарили.

Именно благодаря коллекционеру в Харькове сохранилось собрание картин авторов, которые творили в жанре авангарда и пост-авангарда. Скажем, Лучковский собрал лучшие композиции Ивана Иванова, в числе которых - "Даешь изящную жизнь!" и "Барахолка".

Илья Лучковский собирал коллекцию более 40 лет.
Фото: БУНОВСКИЙ Константин

Ради картин семья жила экономно

На какие деньги Илья Яковлевич покупал картины? Мы не могли не задать этот вопрос. Ведь эксперты по живописи оценивают коллекцию Лучковского минимум в 2 млн евро.

- Это сейчас полотна дорого стоят, - объяснили в художественном музее. - Работы таких художников официальное искусство не признавало и не закупало. Помнится, мы в свое время купили картины 1927 года приблизительно за 1500 рублей при средней зарплате в 100 рублей. Для произведения искусства это немного. Что касается Лучковского, то его семья была в быту очень скромной и нетребовательной. Сэкономленные деньги шли на покупку картин. Он не собирал вещи, которые сразу стоили очень дорого.

Грабителей коллекция тоже не привлекала - по той же причине. Так или иначе, часть картин хранилась в художественном музее, а часть - в художественной мастерской жены.

Картин коллекционер никогда не продавал.

Илья Лучковский давно известен в среде живописцев и искусствоведов, а выставлять его картины считается за особую честь. Калининградский музей однажды даже упрашивал харьковчанина оставить часть картин у них, обещал выделить под экспозицию большое здание в стиле 1970-х и даже предоставить Лучковскому квартиру.

Сейчас все картины уже переданы в музей. Часть из них и раньше показывали в рамках различных выставок. Всю коллекцию сразу выставить негде. Пока планируется выделить "под Лучковского" один из залов  музея, где можно представить до 50 полотен.

Именно благодаря коллекционеру в Харькове сохранилось собрание картин авторов, которые творили в жанре авангарда и пост-авангарда.
Фото: БУНОВСКИЙ Константин

Жемчужины коллекции Лучковского

  • Кузьма Петров-Водкин. "Демон", 1901;
  • Зинаида Серебрякова. "Холмы. Нескучное", 1914.
  • Александр Бенуа. "Версаль. Речной бог", 1914.
  • Петр Кончаловский. "Фруктовый сад. Абрамцево", 1921.
  • Климент Редько. "Девушка с мимозой", 1933.
  • Александр Шевченко. "Натюрморт с лимонами", 1932.
  • Владимир Лебедев. "Обнаженная натурщица", 1936.
  • Натан Альтман. "Натюрморт с золотой рыбкой", 1931.
  • Василий Шухаев. "Портрет француженки. Мадам Годар", 1930.
  • Василий Ермилов. "Лето. Боярка", 1938.