Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Немцы начали войну за трофейные картины

Немцы начали войну за трофейные картины
Фото: По документам полтавского музея портрет князя Анхальтского - это всего лишь копия, которую нарисовал неизвестный художник в мастерской Кранаха. Фото: Олеся Кучеренко

Сам владелец пока официальных запросов не подавал, а в полтавском музее утверждают, что они могут только догадываться, о каких полотнах идет речь.  

Опознали по фотографиям

Конфликт из-за искусства возник еще в мае, когда в немецком издании Mitteldeutsche Zeitung директор культурного фонда Дессау заявил об удивительной находке. Пропавшие во время войны портреты членов семьи Анхальт нашлись в Украине, а точнее, в Полтавском художественном музее имени Ярошенко. Искусствоведы якобы опознали картины по фотографиям на сайте галереи.

Дальше эта новость как снежный ком пополнялась все новыми подробностями. Немцы нашли собственника полотен - 73-летнего Эдуарда фон Анхальта, прямого наследника семейства. Сделали полную опись пропавшего из фамильного замка и обвинили в краже советских солдат, которые в последний год войны дошли до города Дессау.

- Как нам реагировать на такие новости? Сразу немцы говорили о шести картинах, которые якобы хранятся в Полтаве, сегодня уже пишут о семи. Может, они всю экспозицию западноевропейского искусства у нас желают забрать? - говорит директор музея Ольга Курчакова, сопровождая меня в красный зал.

О каких картинах говорят немцы, полтавчанам только приходится догадываться. Ведь работ с точно такими названиями в музее нет. Например, предполагаемый "Портрет принцессы Каземиры" подписан как "Портрет дамы с собачкой". Это полотно пришло в Полтаву в 1950-х годах из обменного фонда как безымянное. То же самое и с остальными работами. "Мужской портрет" неизвестного автора немцы считают своим Фридрихом II, а портрет сестер художника Владимира Боровиковского вообще называют двойным портретом дочерей Фридриха фон Анхальта, написанный художником Беком.

Единственная картина, которая точно имеет отношение к семье Анхальт - "Портрет князя Г.Б. Анхальтского". Ведь такая надпись изначально была на полотне. Двухметровое полотно было привезено в Полтаву как негодное, с пометками - "копия" и "реставрации не подлежит".

- После войны Сталин обязал комитет по делам искусств привезти на базу в Москву картины взамен утерянных. Каждый музей подсчитывал убытки, а потом получал западноевропейские картины из обменного фонда. До провинции, естественно, шедевры не доходили. Отдавали то, что Москва, Питер и Киев не взяли, то есть произведения малоизвестных художников. Многие работы были в плачевном состоянии. Того же "князя Анхальского" пришлось реставрировать30 лет. Усложнило работу и то, что значительная часть полотен оказалась безымянной, - рассказывает детали обмена Светлана Бочарова, заместитель директора по научной части Полтавского художественного музея.

"Даму с собачкой" немцы считают своей "Принцессой Каземирой".
Фото: КУЧЕРЕНКО Олеся

Одну коллекцию отстояли, другую - подарили

- Чтобы установить подлинность картин, необходима независимая экспертиза. Независимая, а не немецкая, - говорит Ольга Курчакова. - Придраться можно к каждому областному музею Украины, ведь немецких картин везде немало.

Что будет с портретами после официального обращения немцев, в Полтаве только могут предполагать. Ведь все экспонаты - это часть Национального музейного фонда Украины, и его судьбу будет решать исключительно государство.

А опыт показывает, что государство добром распоряжается по-разному. Например, в 2008 году Симферопольский музей сумел отстоять право на 80 работ из немецкой коллекции, и даже после того, как экспертиза подтвердила, что эти картины вывезли из Германии, полотна остались в Украине. Ведь культурные ценности, полученные как репарация за войну, по закону возврату не подлежат.

Впрочем, были и другие случаи: в 2001 году официальный Киев отдал Германии трофейный архив Карла Филиппа Эммануэля Баха - это неизвестная прежде музыка, больше пяти тысяч уникальных нотных листов, начертанных рукой великого композитора и его сыновьями. Леонид Кучма попросту подарил их немецкому канцлеру Герхарду Шредеру. 

СПРАВКА "КП"

Потери полтавского музея во время окупации

Во время войны из Полтавы бесследно исчезли 779 картин, 1895 икон, 2020 гравюр. Вместе с библиографическими редкостями потери художественного музея составили 26 тысяч экземпляров. Только 4 тысячи маленьких фондовых картин удалось упаковать в коробки и увезти в Уфу и Тюмень.

- Восстанавливать списки утраченного пришлось по памяти музейных работников, ведь немцы, когда отступали, все документы сожгли. Сумму убытков полтавского музея в 1945 году оценили в 13 миллионов 229 тысяч рублей, - показывает акты директор музея. - Только одна картина вернулась обратно. Видно, немцы ее оставили, а полтавчане вынесли на базар и продали за буханку хлеба. Последний владелец в 1977 году вернул "Утреннюю молитву" Жанна Батиста Греза в экспозицию.

Произведения искусства оккупанты тщательно отбирали. Так, Альфред Розенберг, рейхсминистр оккупированных восточных территорий, собрал лучших специалистов и целенаправленно вывозил из музеев Леонардо да Винчи, Микеланджело, Караваджо. А напоследок полтавский краеведческий немцы подожгли, а тех, кто пытался спасти добро, расстреляли.