На краю Вселенной что-то сияет ярче 300 триллионов Солнц

Ученые пока не могут точно определить, в чем сила небывалого источника света. Фото: NASA

Примерно в 12,5 миллиарда световых лет от Земли - почти на краю Вселенной - находится небывало яркий объект. Может быть, он даже самый яркий. Ведь галактика, которой астрономы дали название WISE J224607.57-052635.0, сияет в 300 триллионов раз интенсивнее, чем наше Солнце!

"Фонарь" не один такой. Недавно инфракрасный телескоп НАСА WISE выявил примерно два десятка аналогичных загадочных объектов, получивших название экстремально светящиеся инфракрасные галактики - Extremely luminous infrared galaxies (Elrigs). Вселенная словно бы окружена ими - тоже небывало яркими. Но WISE J224607.57-052635.0 все же ярче. Вещество тут раскалено до миллиона градусов. Излучает не только в видимом диапазоне, но и в рентгеновском.

Природа необычайной светимости галактики-рекордсменки, равно как и ее сестер, точно не определена. Астрономы лишь предполагают, что их сверхъестественное сияние связано с процессами образования звезд и ростом гигантских черных дыр.

По прикидкам Чао-Вей Цая из Лаборатории реактивного движения НАСА в Пасадене, масса черной дыры в центре самого яркого "фонаря" превышает солнечную в 3 миллиарда раз. И это странно. Ведь мы видим сияющую галактику такой, какой она была 12,5 миллиарда лет назад - всего лишь через 1,2 миллиарда лет после Большого взрыва, в результате которого образовалась Вселенная. То есть галактика слишком молода, чтобы вырастить у себя такую циклопическую черную дыру. Или яркость достигается за счет чего-то еще?

Астрономы продолжат изучать феномен, чтобы понять, что на самом деле творилось в молодой Вселенной.

За далью даль

На познание истоков мироздания нацелено и своего рода соревнование - кто заглянет дальше в глубь Вселенной. Некоторое время рекорд держали в Европейской южной обсерватории. С помощью Очень Большого Телескопа (Very Large Telescope - VLT), установленного в Чили, астрономы разглядели галактику, до которой 13,1 миллиарда световых лет. Она получила кодовое обозначение UDFy -38135539.

Европейцев обставили американские коллеги из Университета Калифорнии в Санта-Крус. По словам одного из руководителей исследования, профессора Гарта Иллингворта, обнаруженная ими галактика, получившая обозначение UDFj-39546284, расположена в 13,2 миллиарда световых лет от Земли.

А недавно ученые из Института космического телескопа заявили, что обнаружили небольшую галактику (MACS0647-JD) диаметром всего в 600 световых лет, которая удалена от нас аж на 13,3 миллиарда световых лет.

- Открытия недавнего времени не только потрясают, - комментирует ход "соревнования" доктор Николь Несвадьба из парижского Института космической астрофизики. - Они еще и очень важны. Ведь, наблюдая столь далекие объекты, мы словно бы погружаемся в глубокое прошлое. Как археологи, которые углубляются в почву. Мы видим то, что происходило тогда, когда Вселенная была еще совсем молодой.

Если руководствоваться наиболее распространенными сегодня представлениями об окружающем мире, то возник он в результате Большого взрыва некой невообразимо крошечной точки, который произошел 13,7 миллиарда лет назад. С тех пор Вселенная расширяется во все стороны. И выходит: если мы увидели объекты, расположенные дальше, чем в 13 миллиардов световых лет от нас, то появились они спустя всего несколько сотен миллионов лет после Большого взрыва. Когда только-только начали образовываться первые звезды, а пространство - наполняться светом.

Обнаруженные галактики, конечно, еще не самый край Вселенной. Но близки к нему. Это  для тех, кто верит, что у Вселенной вообще есть какой-нибудь край.

Бывшее Холодное Пятно, а ныне Сверхпустота Эридана. Теоретически ничего подобного быть не должно.1 млрд. световых лет. Фото: NASA

СПРАВКА "КП"

Как узнают расстояние до звезд и галактик

Свет далеких объектов доходит до нас в искаженном виде. Как правило, излучение сдвинуто в красную область спектра. Этот феномен называется красным смещением. Считается, что возникает он от того, что во Вселенной, расширяющейся после Большого взрыва, галактики удаляются друг от друга. И чем дальше галактика, тем быстрее она удаляется. Тем больше красное смещение. Первым до этого додумался астроном Эдвин Хаббл, именем которого назван орбитальный телескоп. И предложил уравнение - закон Хаббла: пропорционально связал величину красного смещения и расстояние до галактики.

Ныне по известному красному смещению астрономы вычисляют расстояния до галактик. А красное смещение можно определить, анализируя спектр излучения объекта. Что сейчас и делают.

Красное смещение галактики UDFy -38135539 оказалось равным 8,6. Галактики UDFj-39546284 - 10,3, а галактики MACS0647-JD - аж 10,7. Если, конечно, верить американцам.

Ничего подобного прежде наблюдать не удавалось. А самым удаленным считался гамма-всплеск - чудовищная вспышка рентгеновского излучения GRB 090423 в созвездии Льва - с красным смещением в 8,2. Это  в 13 миллиардах световых лет от нас.

Дальнейший прогресс в деле обнаружения далеких галактик - самых первых во Вселенной - астрономы связывают с новым мощнейшим орбитальным телескопом James Webb. Он сможет фиксировать объекты, расположенные гораздо дальше, чем уже обнаруженные. Чье красное смещение сильно сдвинуло их излучение уже в инфракрасный диапазон и сделало невидимыми в оптические телескопы.

Астрономы обнаружили Сверхпустоту

О том, что в направлении созвездия Эридана существует аномалия, было известно с 2004 года. Она проявилась на картах микроволнового - реликтового - излучения, данные для которых собрали космические обсерватории.

Аномалия представляла собой гигантскую область, температура излучения которой была гораздо меньше у окружающего пространства. Изумившись, астрофизики назвали ее Холодным Пятном (Cold Spot). Но так и не поняли, что это такое. Появлялись даже предположения, что там действуют иные физические законы, поэтому область так странно выглядит со стороны. Некоторые фантазировали, что в Холодном Пятне скрыт проход в другую Вселенную. Или это по крайней мере след от соприкосновения с ней - с другой Вселенной.

И вот теперь ученые вроде бы поняли, что это за пятно такое. Стараниями доктора Иштвана Жапуди из Гавайского университета, который сопоставил имеющиеся данные с собственными наблюдениями в оптический телескоп, удалось составить трехмерную модель Холодного Пятна. И оказалось, что там просто ничего нет - ни звезд, ни планет, ни галактик. Ни даже какого-нибудь межзвездного газа. Там - пустота, простирающаяся на 1,8 миллиарда световых лет. От нас до нее около 3 миллиардов световых лет.

- Это крупнейшая астрономическая структура из когда-либо обнаруженных, - говорит Жапуди. И предлагает представить, как луч света несется сквозь нее почти 2 миллиарда лет, не встречая ничего на своем пути.

Сообразно новым представлениям, Холодное Пятно получило название Сверхпустота Эридана.

Вселенная весьма однородно наполнена галактиками и звездными скоплениями. Появление в ней огромнейшего участка, в котором ничего нет, выглядит загадочным. Если даже не сверхъестественным. Объяснить, как появилась Сверхпустота, ученые пока не могут.

Нищук: из-за томоса в Украине появится Госслужба по вопросам свободы совести
Нищук: из-за томоса в Украине появится Госслужба по вопросам свободы совести 78

Министр культуры заявил, что там займутся нацменьшинствами.

Ветераны АТО назвали директора НАБУ Сытника  агентом Кремля
Ветераны АТО назвали директора НАБУ Сытника "агентом Кремля" 94

Протестная акция под зданием Национального антикоррупционного бюро, по сообщениям очевидцев, собрала более 100 участников, среди которых общественные активисты и ветераны АТО.

Суд Савченко перенесли: Надежде было плохо
Суд Савченко перенесли: Надежде было плохо [видео] 367 2

Женщина неделю не пила и не ела.

В Ровно таксисты заставили пассажира-неплательщика намазаться зеленкой
В Ровно таксисты заставили пассажира-неплательщика намазаться зеленкой [фото, видео] 207

Председатель местного союза перевозчиков видео не оценил.

Евросуд лишил украинского адвоката права защищать переселенцев
Евросуд лишил украинского адвоката права защищать переселенцев 220

Юриста уличили в неправдивой информации.

Леопард загрыз буддистского монаха, медитировавшего в индийском лесу
Леопард загрыз буддистского монаха, медитировавшего в индийском лесу 537

Мужчину неоднократно предупреждали о хищниках, но он никого не слушал.

Газ из отходов: Ukrlandfarming Бахматюка выступает за экологическую электроэнергетику 19

Биогаз - один из экологически чистых источников производства электроэнергии. И Украина входит в десятку стран с наилучшим потенциалом для производства биогаза.

Новогодние развлечения для пенсионеров: сдай опечатки пальцев – получи пенсию
Новогодние развлечения для пенсионеров: сдай опечатки пальцев – получи пенсию 214

В СМИ активно распространяются слухи о том, что пенсионеров ждет всеобщая верификация, которая выльется для них в замену удостоверений и дактилоскопию.

Обменять изношенные купюры на новые можно будет в четырех банках
Обменять изношенные купюры на новые можно будет в четырех банках 621

С 2019 года их начнут принимать не только в Нацбанке.

В комиксе Marvel нашли Николая Баскова и Веру Брежневу
В комиксе Marvel нашли Николая Баскова и Веру Брежневу 42

Артистов встречает одна из главыных героинь вселенной Наташа Романофф

Завтра, 14 декабря, снег пройдет почти по всей стране
Завтра, 14 декабря, снег пройдет почти по всей стране 136

На дорогах гололедица.

Коктейли на Новый год 2019: 10 особенных напитков для праздника
Коктейли на Новый год 2019: 10 особенных напитков для праздника 87

Подборка необычных коктейлей, которые помогут сделать Новый год 2019 особенным.

Телеведущая Валентина Хамайко показала новорожденного сына
Телеведущая Валентина Хамайко показала новорожденного сына [фото] 376

Мальчика назвали Андреем - в честь папы-бизнесмена.

Х-фактор 9 : Шурову достанутся девушки, а Данилко - мужской коллектив
"Х-фактор 9": Шурову достанутся девушки, а Данилко - мужской коллектив 238

В четвертом прямом эфире вокального шоу судьи поменяются категориями, а победитель 8 сезона проекта презентует новую песню.

Влад Топалов: Мы не больные, чтобы сразу всё вываливать в свет
Влад Топалов: Мы не больные, чтобы сразу всё вываливать в свет [фото] 1207

Певец нарушил недельное молчание после рождения первенца.

Динамо  -  Яблонец : бразильцы испугались снегопада
"Динамо" - "Яблонец": бразильцы испугались снегопада [фото] 240

Киевское "Динамо" проведет своей заключительный матч в 2018 году против чешского "Яблонца".

Определились все участники плей-офф Лиги чемпионов
Определились все участники плей-офф Лиги чемпионов 277

Завершился групповой этап Лиги чемпионов, по итогам которого 16 команд вышли в 1/8 финала турнира.

К сборной России по биатлону в Австрии пришла полиция
К сборной России по биатлону в Австрии пришла полиция 489

В этой стране допинг относится к уголовным преступлениям.