На краю Вселенной что-то сияет ярче 300 триллионов Солнц

Ученые пока не могут точно определить, в чем сила небывалого источника света. Фото: NASA

Примерно в 12,5 миллиарда световых лет от Земли - почти на краю Вселенной - находится небывало яркий объект. Может быть, он даже самый яркий. Ведь галактика, которой астрономы дали название WISE J224607.57-052635.0, сияет в 300 триллионов раз интенсивнее, чем наше Солнце!

"Фонарь" не один такой. Недавно инфракрасный телескоп НАСА WISE выявил примерно два десятка аналогичных загадочных объектов, получивших название экстремально светящиеся инфракрасные галактики - Extremely luminous infrared galaxies (Elrigs). Вселенная словно бы окружена ими - тоже небывало яркими. Но WISE J224607.57-052635.0 все же ярче. Вещество тут раскалено до миллиона градусов. Излучает не только в видимом диапазоне, но и в рентгеновском.

Природа необычайной светимости галактики-рекордсменки, равно как и ее сестер, точно не определена. Астрономы лишь предполагают, что их сверхъестественное сияние связано с процессами образования звезд и ростом гигантских черных дыр.

По прикидкам Чао-Вей Цая из Лаборатории реактивного движения НАСА в Пасадене, масса черной дыры в центре самого яркого "фонаря" превышает солнечную в 3 миллиарда раз. И это странно. Ведь мы видим сияющую галактику такой, какой она была 12,5 миллиарда лет назад - всего лишь через 1,2 миллиарда лет после Большого взрыва, в результате которого образовалась Вселенная. То есть галактика слишком молода, чтобы вырастить у себя такую циклопическую черную дыру. Или яркость достигается за счет чего-то еще?

Астрономы продолжат изучать феномен, чтобы понять, что на самом деле творилось в молодой Вселенной.

За далью даль

На познание истоков мироздания нацелено и своего рода соревнование - кто заглянет дальше в глубь Вселенной. Некоторое время рекорд держали в Европейской южной обсерватории. С помощью Очень Большого Телескопа (Very Large Telescope - VLT), установленного в Чили, астрономы разглядели галактику, до которой 13,1 миллиарда световых лет. Она получила кодовое обозначение UDFy -38135539.

Европейцев обставили американские коллеги из Университета Калифорнии в Санта-Крус. По словам одного из руководителей исследования, профессора Гарта Иллингворта, обнаруженная ими галактика, получившая обозначение UDFj-39546284, расположена в 13,2 миллиарда световых лет от Земли.

А недавно ученые из Института космического телескопа заявили, что обнаружили небольшую галактику (MACS0647-JD) диаметром всего в 600 световых лет, которая удалена от нас аж на 13,3 миллиарда световых лет.

- Открытия недавнего времени не только потрясают, - комментирует ход "соревнования" доктор Николь Несвадьба из парижского Института космической астрофизики. - Они еще и очень важны. Ведь, наблюдая столь далекие объекты, мы словно бы погружаемся в глубокое прошлое. Как археологи, которые углубляются в почву. Мы видим то, что происходило тогда, когда Вселенная была еще совсем молодой.

Если руководствоваться наиболее распространенными сегодня представлениями об окружающем мире, то возник он в результате Большого взрыва некой невообразимо крошечной точки, который произошел 13,7 миллиарда лет назад. С тех пор Вселенная расширяется во все стороны. И выходит: если мы увидели объекты, расположенные дальше, чем в 13 миллиардов световых лет от нас, то появились они спустя всего несколько сотен миллионов лет после Большого взрыва. Когда только-только начали образовываться первые звезды, а пространство - наполняться светом.

Обнаруженные галактики, конечно, еще не самый край Вселенной. Но близки к нему. Это  для тех, кто верит, что у Вселенной вообще есть какой-нибудь край.

Бывшее Холодное Пятно, а ныне Сверхпустота Эридана. Теоретически ничего подобного быть не должно.1 млрд. световых лет. Фото: NASA

СПРАВКА "КП"

Как узнают расстояние до звезд и галактик

Свет далеких объектов доходит до нас в искаженном виде. Как правило, излучение сдвинуто в красную область спектра. Этот феномен называется красным смещением. Считается, что возникает он от того, что во Вселенной, расширяющейся после Большого взрыва, галактики удаляются друг от друга. И чем дальше галактика, тем быстрее она удаляется. Тем больше красное смещение. Первым до этого додумался астроном Эдвин Хаббл, именем которого назван орбитальный телескоп. И предложил уравнение - закон Хаббла: пропорционально связал величину красного смещения и расстояние до галактики.

Ныне по известному красному смещению астрономы вычисляют расстояния до галактик. А красное смещение можно определить, анализируя спектр излучения объекта. Что сейчас и делают.

Красное смещение галактики UDFy -38135539 оказалось равным 8,6. Галактики UDFj-39546284 - 10,3, а галактики MACS0647-JD - аж 10,7. Если, конечно, верить американцам.

Ничего подобного прежде наблюдать не удавалось. А самым удаленным считался гамма-всплеск - чудовищная вспышка рентгеновского излучения GRB 090423 в созвездии Льва - с красным смещением в 8,2. Это  в 13 миллиардах световых лет от нас.

Дальнейший прогресс в деле обнаружения далеких галактик - самых первых во Вселенной - астрономы связывают с новым мощнейшим орбитальным телескопом James Webb. Он сможет фиксировать объекты, расположенные гораздо дальше, чем уже обнаруженные. Чье красное смещение сильно сдвинуло их излучение уже в инфракрасный диапазон и сделало невидимыми в оптические телескопы.

Астрономы обнаружили Сверхпустоту

О том, что в направлении созвездия Эридана существует аномалия, было известно с 2004 года. Она проявилась на картах микроволнового - реликтового - излучения, данные для которых собрали космические обсерватории.

Аномалия представляла собой гигантскую область, температура излучения которой была гораздо меньше у окружающего пространства. Изумившись, астрофизики назвали ее Холодным Пятном (Cold Spot). Но так и не поняли, что это такое. Появлялись даже предположения, что там действуют иные физические законы, поэтому область так странно выглядит со стороны. Некоторые фантазировали, что в Холодном Пятне скрыт проход в другую Вселенную. Или это по крайней мере след от соприкосновения с ней - с другой Вселенной.

И вот теперь ученые вроде бы поняли, что это за пятно такое. Стараниями доктора Иштвана Жапуди из Гавайского университета, который сопоставил имеющиеся данные с собственными наблюдениями в оптический телескоп, удалось составить трехмерную модель Холодного Пятна. И оказалось, что там просто ничего нет - ни звезд, ни планет, ни галактик. Ни даже какого-нибудь межзвездного газа. Там - пустота, простирающаяся на 1,8 миллиарда световых лет. От нас до нее около 3 миллиардов световых лет.

- Это крупнейшая астрономическая структура из когда-либо обнаруженных, - говорит Жапуди. И предлагает представить, как луч света несется сквозь нее почти 2 миллиарда лет, не встречая ничего на своем пути.

Сообразно новым представлениям, Холодное Пятно получило название Сверхпустота Эридана.

Вселенная весьма однородно наполнена галактиками и звездными скоплениями. Появление в ней огромнейшего участка, в котором ничего нет, выглядит загадочным. Если даже не сверхъестественным. Объяснить, как появилась Сверхпустота, ученые пока не могут.

Климкин провел встречу со Столтенбергом в штабе НАТО
Климкин провел встречу со Столтенбергом в штабе НАТО 50

Глава Министерства иностранных дел Украины и генсек НАТО провели переговоры в Брюсселе.

Лукашенко выступил против раскола православия
Лукашенко выступил против раскола православия 255 1

Президент Беларуси считает, что церковь часто становится заложницей межгосударственных отношений.

Умер экс-министр обороны Украины Валерий Шмаров
Умер экс-министр обороны Украины Валерий Шмаров 401 1

Он ушел из жизни 14 октября после тяжелой болезни.

Трагический конец сказки о любви: умер принц Нигерии, который был женат на русской 517

Мужчина умер от сердечного приступа в местном клубе.

Депутат Киевсовета, выстреливший в себя из наградного оружия, в реанимации
Депутат Киевсовета, выстреливший в себя из наградного оружия, в реанимации 305 1

Петр Кузик чистил пистолет и произошел несчастный случай.

В Коцюбинском чиновнице райсовета сожгли две машины
В Коцюбинском чиновнице райсовета сожгли две машины [видео] 262 1

Дарья Александрова считает, что связано ее борьбой за сохранение Беличанского леса и против коррупции.

Песня под обстрелами: девушка - военнослужащая поет  о любви
Песня под обстрелами: девушка - военнослужащая поет о любви [видео] 156

Софии 21 год, и она - боец 28-ой отдельной механизированной бригады.

На Волыни открыли самый большой в Украине памятник пчеле
На Волыни открыли самый большой в Украине памятник пчеле [фото, видео] 242

Это четвертая скульптура на территории нашей страны, посвященная насекомому-трудяге.

Сверхлюди с идеальным ДНК уничтожат человечество: предсказание Стивена Хокинга
Сверхлюди с идеальным ДНК уничтожат человечество: предсказание Стивена Хокинга 603

С помощью генной модификации люди получат идеальную память, устойчивость к болезням и долгую жизнь.

Меган Маркл и принц Гарри ждут малыша
Меган Маркл и принц Гарри ждут малыша 779 1

Первенец пары появится весной 2019 года, подтвердили в королевском дворце.

Создатель  Городка  Юрий Стоянов попал в больницу
Создатель "Городка" Юрий Стоянов попал в больницу 879

Актера госпитализировали в московскую клинику с одонтогенными кистами зубов.

В шоу  Танцы со звездами  вернули одну пару
В шоу "Танцы со звездами" вернули одну пару 1157

Денис Беринчик и Екатерина Белявская снова на паркете. А благодаря уходу Марченко ни одна пара не покинула шоу на этой неделе.

Мать Кокорина:  Я стала самым несчастным человеком на свете
Мать Кокорина: "Я стала самым несчастным человеком на свете" 74

Футболисты российской сборной угодили в СИЗО из-за драки в ночном клубе.

В РФ задержали еще двух футболистов: один был пьяным, другой под амфетамином
В РФ задержали еще двух футболистов: один был пьяным, другой под амфетамином 785

Оба спортсмена оказались одноклубниками.

Глава мирового баскетбола Патрик Бауманн умер во время соревнований
Глава мирового баскетбола Патрик Бауманн умер во время соревнований 454

У мужчины на 52-м году жизни случился сердечный приступ.