На краю Вселенной что-то сияет ярче 300 триллионов Солнц

Ученые пока не могут точно определить, в чем сила небывалого источника света. Фото: NASA

Примерно в 12,5 миллиарда световых лет от Земли - почти на краю Вселенной - находится небывало яркий объект. Может быть, он даже самый яркий. Ведь галактика, которой астрономы дали название WISE J224607.57-052635.0, сияет в 300 триллионов раз интенсивнее, чем наше Солнце!

"Фонарь" не один такой. Недавно инфракрасный телескоп НАСА WISE выявил примерно два десятка аналогичных загадочных объектов, получивших название экстремально светящиеся инфракрасные галактики - Extremely luminous infrared galaxies (Elrigs). Вселенная словно бы окружена ими - тоже небывало яркими. Но WISE J224607.57-052635.0 все же ярче. Вещество тут раскалено до миллиона градусов. Излучает не только в видимом диапазоне, но и в рентгеновском.

Природа необычайной светимости галактики-рекордсменки, равно как и ее сестер, точно не определена. Астрономы лишь предполагают, что их сверхъестественное сияние связано с процессами образования звезд и ростом гигантских черных дыр.

По прикидкам Чао-Вей Цая из Лаборатории реактивного движения НАСА в Пасадене, масса черной дыры в центре самого яркого "фонаря" превышает солнечную в 3 миллиарда раз. И это странно. Ведь мы видим сияющую галактику такой, какой она была 12,5 миллиарда лет назад - всего лишь через 1,2 миллиарда лет после Большого взрыва, в результате которого образовалась Вселенная. То есть галактика слишком молода, чтобы вырастить у себя такую циклопическую черную дыру. Или яркость достигается за счет чего-то еще?

Астрономы продолжат изучать феномен, чтобы понять, что на самом деле творилось в молодой Вселенной.

За далью даль

На познание истоков мироздания нацелено и своего рода соревнование - кто заглянет дальше в глубь Вселенной. Некоторое время рекорд держали в Европейской южной обсерватории. С помощью Очень Большого Телескопа (Very Large Telescope - VLT), установленного в Чили, астрономы разглядели галактику, до которой 13,1 миллиарда световых лет. Она получила кодовое обозначение UDFy -38135539.

Европейцев обставили американские коллеги из Университета Калифорнии в Санта-Крус. По словам одного из руководителей исследования, профессора Гарта Иллингворта, обнаруженная ими галактика, получившая обозначение UDFj-39546284, расположена в 13,2 миллиарда световых лет от Земли.

А недавно ученые из Института космического телескопа заявили, что обнаружили небольшую галактику (MACS0647-JD) диаметром всего в 600 световых лет, которая удалена от нас аж на 13,3 миллиарда световых лет.

- Открытия недавнего времени не только потрясают, - комментирует ход "соревнования" доктор Николь Несвадьба из парижского Института космической астрофизики. - Они еще и очень важны. Ведь, наблюдая столь далекие объекты, мы словно бы погружаемся в глубокое прошлое. Как археологи, которые углубляются в почву. Мы видим то, что происходило тогда, когда Вселенная была еще совсем молодой.

Если руководствоваться наиболее распространенными сегодня представлениями об окружающем мире, то возник он в результате Большого взрыва некой невообразимо крошечной точки, который произошел 13,7 миллиарда лет назад. С тех пор Вселенная расширяется во все стороны. И выходит: если мы увидели объекты, расположенные дальше, чем в 13 миллиардов световых лет от нас, то появились они спустя всего несколько сотен миллионов лет после Большого взрыва. Когда только-только начали образовываться первые звезды, а пространство - наполняться светом.

Обнаруженные галактики, конечно, еще не самый край Вселенной. Но близки к нему. Это  для тех, кто верит, что у Вселенной вообще есть какой-нибудь край.

Бывшее Холодное Пятно, а ныне Сверхпустота Эридана. Теоретически ничего подобного быть не должно.1 млрд. световых лет. Фото: NASA

СПРАВКА "КП"

Как узнают расстояние до звезд и галактик

Свет далеких объектов доходит до нас в искаженном виде. Как правило, излучение сдвинуто в красную область спектра. Этот феномен называется красным смещением. Считается, что возникает он от того, что во Вселенной, расширяющейся после Большого взрыва, галактики удаляются друг от друга. И чем дальше галактика, тем быстрее она удаляется. Тем больше красное смещение. Первым до этого додумался астроном Эдвин Хаббл, именем которого назван орбитальный телескоп. И предложил уравнение - закон Хаббла: пропорционально связал величину красного смещения и расстояние до галактики.

Ныне по известному красному смещению астрономы вычисляют расстояния до галактик. А красное смещение можно определить, анализируя спектр излучения объекта. Что сейчас и делают.

Красное смещение галактики UDFy -38135539 оказалось равным 8,6. Галактики UDFj-39546284 - 10,3, а галактики MACS0647-JD - аж 10,7. Если, конечно, верить американцам.

Ничего подобного прежде наблюдать не удавалось. А самым удаленным считался гамма-всплеск - чудовищная вспышка рентгеновского излучения GRB 090423 в созвездии Льва - с красным смещением в 8,2. Это  в 13 миллиардах световых лет от нас.

Дальнейший прогресс в деле обнаружения далеких галактик - самых первых во Вселенной - астрономы связывают с новым мощнейшим орбитальным телескопом James Webb. Он сможет фиксировать объекты, расположенные гораздо дальше, чем уже обнаруженные. Чье красное смещение сильно сдвинуло их излучение уже в инфракрасный диапазон и сделало невидимыми в оптические телескопы.

Астрономы обнаружили Сверхпустоту

О том, что в направлении созвездия Эридана существует аномалия, было известно с 2004 года. Она проявилась на картах микроволнового - реликтового - излучения, данные для которых собрали космические обсерватории.

Аномалия представляла собой гигантскую область, температура излучения которой была гораздо меньше у окружающего пространства. Изумившись, астрофизики назвали ее Холодным Пятном (Cold Spot). Но так и не поняли, что это такое. Появлялись даже предположения, что там действуют иные физические законы, поэтому область так странно выглядит со стороны. Некоторые фантазировали, что в Холодном Пятне скрыт проход в другую Вселенную. Или это по крайней мере след от соприкосновения с ней - с другой Вселенной.

И вот теперь ученые вроде бы поняли, что это за пятно такое. Стараниями доктора Иштвана Жапуди из Гавайского университета, который сопоставил имеющиеся данные с собственными наблюдениями в оптический телескоп, удалось составить трехмерную модель Холодного Пятна. И оказалось, что там просто ничего нет - ни звезд, ни планет, ни галактик. Ни даже какого-нибудь межзвездного газа. Там - пустота, простирающаяся на 1,8 миллиарда световых лет. От нас до нее около 3 миллиардов световых лет.

- Это крупнейшая астрономическая структура из когда-либо обнаруженных, - говорит Жапуди. И предлагает представить, как луч света несется сквозь нее почти 2 миллиарда лет, не встречая ничего на своем пути.

Сообразно новым представлениям, Холодное Пятно получило название Сверхпустота Эридана.

Вселенная весьма однородно наполнена галактиками и звездными скоплениями. Появление в ней огромнейшего участка, в котором ничего нет, выглядит загадочным. Если даже не сверхъестественным. Объяснить, как появилась Сверхпустота, ученые пока не могут.

Омелян подписал:  В Москву будут ходить только медведи
Омелян подписал: "В Москву будут ходить только медведи" 23

Министр инфраструктуры заинтриговал "историческим документом".

Премьер Болгарии требует отремонтировать все мосты в стране
Премьер Болгарии требует отремонтировать все мосты в стране 5

Причиной такого решения стал обвал моста в итальянской Генуе, где погибли 39 человек.

Одинокий предатель на службе у агрессора : лучшее из обвинения Януковичу
"Одинокий предатель на службе у агрессора": лучшее из обвинения Януковичу 125

Получасовая речь прокуроров на дебатах была богата на эмоции.

Депутата, который довел сына до истощения, хотят лишить мандата
Депутата, который довел сына до истощения, хотят лишить мандата 230

Своеобразный "импичмент" и сбор подписей инициировала в Новоукраинке "Радикальная партия", от которой Александр Мольченко баллотировался на выборах.

Аэропорт Будапешта закрыли на 3 часа из-за радиоактивной посылки из России
Аэропорт Будапешта закрыли на 3 часа из-за радиоактивной посылки из России 379

Иридий доставил борт из Стамбула, сам контейнер предназначался венгерской компании Izotop Intezet Kft.

На Львовщине в ДТП попал туристический автобус из Венгрии
На Львовщине в ДТП попал туристический автобус из Венгрии [видео] 237

Два крупногабаритных транспортных средства не разминулись на мокрой узкой дороге.

Нацбанк предупредил об опасности работы с неофициальными поставщиками онлайн-игр 108

Национальный банк Украины обратился к банкам и небанковским финансовым учреждениям с целью предупредить о рискованных финансовых операциях.

Сколько поездов курсирует между Украиной и РФ
Сколько поездов курсирует между Украиной и РФ 664

Ответ на этот вопрос выяснили в Центре транспортных стратегий.

В Европе жара привела к овощному кризису, а в Украине дожди спровоцировали зерновой 991

Качество пшеницы серьезно пострадало из-за излишних осадков, что уже повлияло на стоимость муки. Ее цена, по мнению некоторых фермеров, может увеличиться на 40%.

Насилие, интимные фото и ролевые игры со своими мужчинами , -  Мадонна отмечает юбилей
"Насилие, интимные фото и ролевые игры со своими мужчинами", - Мадонна отмечает юбилей

16 августа одной из самых ярких американских поп-певиц исполняется 60 лет.

Олег Винник показал, как рассекает на серфе в Доминикане
Олег Винник показал, как рассекает на серфе в Доминикане [видео] 139

Артист активно отдыхает на побережье Атлантического океана.

На  Оскар  хотят претендовать 6 украинских фильмов
На "Оскар" хотят претендовать 6 украинских фильмов [видео] 74

Среди них два фильма о событиях и героях конфликта в Донбассе, один хоррор, кино о Василие Слипаке и две драмы.

Турецкий клуб продал футболистов, чтобы купить коз и накормить оставшихся игроков 95

Турецкий "Гулспор" провел уникальную трансферную сделку.

Михаэля Шумахера перевезут в Испанию
Михаэля Шумахера перевезут в Испанию 2285

Спортсмен продолжает восстанавливаться после тяжелейшей травмы.

Британским зрителям в перерыве футбольного матча показали порно
Британским зрителям в перерыве футбольного матча показали порно [видео] 893

Болельщики встретили появившееся на экранах видео смехом.