На краю Вселенной что-то сияет ярче 300 триллионов Солнц

На краю Вселенной что-то сияет ярче 300 триллионов Солнц [фото]

Вещество, окружающее сияющую галактику, раскалено до миллиона градусов.

Примерно в 12,5 миллиардов световых лет от Земли - почти на краю Вселенной находится небывало яркий объект - может быть, даже самый яркий: галактика, которой астрономы дали название WISE J224607.57-052635.0. Она сияет в 300 триллионов раз интенсивнее, чем наше Солнце и принадлежит к группе весьма загадочных объектов, примерно два десятка которых было недавно выявлено с помощью инфракрасного телескопа НАСА WISE (Wide-field Infrared Survey Explorer). Их назвали экстремально светящиеся инфракрасные галактиками - extremely luminous infrared galaxies (Elrigs). И эти объекты небывало яркие, но WISE J224607.57-052635.0 все же ярче. Вещество, которое ее окружает раскалено до миллиона градусов. Излучает не только в видимом диапазоне, но и в рентгеновском.

Природа необычайной светимости рекордсменки, равно как и ее сестер, точно не определена. Астрономы лишь предполагают, что феномен связан с процессами образования звезд в этих галактиках и ростом сверхмассивных черных дыр.

По прикидкам Чао-Вей Цая (Chao-Wei Tsai) из Лаборатории реактивного движения НАСА в Пасадене (Nasa's Jet Propulsion Laboratory in Pasadena, California), масса черной дыры в центре WISE J224607.57-052635.0 превышает солнечную в 3 миллиарда раз. И это удивительно. Ведь мы видим сияющую галактику такой, какой она была 12,5 миллиардов лет назад - примерно через1,2 миллиарда лет после Большого взрыва, в результате которого образовалась Вселенная. То есть, галактика слишком молода, чтобы вырастить у себя такую циклопическую черную дыру. Или яркость достигается за счет чего еще?

Астрономы продолжат изучать феномен, чтобы понять, что на самом деле творилось в молодой Вселенной.

Виден край Вселенной?

Астрономы организовали своего рода соревнование - кто заглянет дальше. И увидели галактики, расположенные гораздо дальше сияющей галактики - совсем уж на краю Вселенной.

Некоторое время рекорд держали в Европейской южной обсерватории (ESO). С помощью Очень Большого Телескопа (Very Large Telescope - VLT ), установленного в Чили, разглядели галактику, до которой 13,1 миллиарда световых лет. Она получила кодовое обозначение UDFy -38135539.

Галактику, расположенную в невообразимой дали, сначала засек орбитальный телескоп Hubble. Она предстала в виде едва заметного туманного пятнышка. Европейские ученые заинтересовались и нацелили на пятнышко VLT, оснащенный аппаратурой, способной регистрировать спектры далеких объектов. Наблюдения длились 16 часов. Еще два месяца ушли на обработку и перепроверку результатов.

Галактика UDFy -38135539.

Европейцев обставили астрономы из университета Калифорнии в Санта-Крус (University of California, Santa Cruz). По словам одного из руководителей исследования, профессора Гарт Иллингворта (Dr Garth Illingworth, professor of astronomy), обнаруженная галактика, получившая обозначение UDFj-39546284, расположена в 13,2 миллиардах световых лет от Земли.

Галактика UDFj-39546284.

А недавно ученые из Института космического телескопа заявили, что обнаружили небольшую галактику (MACS0647-JD) диаметром всего в 600 световых лет, которая удалена от нас на 13,3 миллиардов световых лет.

- Исследования коллег не только потрясают, - комментирует ход "соревнования"доктор Николь Несвадьба из парижского Института космической астрофизики. - Они еще и очень важны. Ведь наблюдая столь далекие объекты, мы погружаемся в глубокое прошлое. Как археологи, которые углубляются в почву. И видим то, что происходило тогда, когда Вселенная была еще совсем молодой.

Галактика MACS0647-JD.

Если руководствоваться наиболее распространенными сегодня представлениями об окружающем мире, то возник он в результате Большого Взрыва некой крошечной точки, который произошел 13,7 миллиарда лет назад. С тех пор Вселенная и расширяется во все стороны. И выходит: если мы увидели объекты, расположенные дальше, чем в 13 миллиардов световых лет от нас, то появились они спустя всего несколько сотен миллионов лет после Большого Взрыва. Когда только-только начали образовываться первые звезды, а пространство - наполняться светом. И очищаться от водородного тумана - водород стал расщепляться на протоны и электроны. В результате этого процесса, названного ре-ионизацией, Вселенная и сделалась прозрачной.

Как полагали до обнаружения затерянных в глубинах космоса галактик, "просветление" в межгалактическом пространстве случилось примерно через 800 миллионов лет после Большого взрыва. А вот, оказывается, гораздо раньше. Раз мы увидели более древние галактики в пору их молодости. Свет от этих объектов, добравшийся до Земли и попавший в телескоп, был излучен примерно в это неспокойное время.

Обнаруженные галактики, конечно, еще не самый край Вселенной. Но близки к нему. Это - для тех, кто верит, что у Вселенной вообще есть какой-нибудь край.

СПРАВКА "КП"

Красное смещение: дальше и дальше

Свет далеких объектов доходит до нас в искаженном виде. Как правило, излучение сдвинуто в красную область спектра. Это феномен называется красным смещением. Считается, что возникает он от того, что во Вселенной, расширяющейся после Большого Взрыва, галактики удаляются друг от друга. И, чем дальше галактика тем быстрее она удаляется. Тем больше красное смещение.

Первым до этого додумался астроном Эдвин Хаббл, именем которого и назван орбитальный телескоп. В результате Хаббл предложил уравнение - закон Хаббла, пропорционально связывающее величину красного смещения и расстояние до галактики.

Ныне по известному красному смещению астрономы вычисляют расстояния до галактик. А красное смещение можно определить, анализируя спектр излучения объекта. Что и сделали астрономы.

Красное смещение галактики UDFy -38135539 оказалось равным 8,6. Галактики UDFj-39546284 - 10,3, а галактики MACS0647-JD - аж 10,7. Если, конечно, верить американцам.

Ничего подобного прежде наблюдать не удавалось. А самым удаленным считался гамма-всплеск - чудовищная вспышка рентгеновского излучения GRB 090423 в созвездии Льва с красным смещением в 8,2. Это - в 13 миллиардах световых лет от нас.

Дальнейший прогресс в деле обнаружения далеких галактик - самых первых во Вселенной - астрономы связывают с новым мощнейшим орбитальным телескопом James Webb. Он сможет фиксировать объекты, расположенные гораздо дальше, чем уже обнаруженные. Чье красное смещение сильно сдвинуло их излучение уже в инфракрасный диапазон и сделало невидимыми в оптические телескопы.

Данилюк рассказал, как при нем изменится работа СНБО
Данилюк рассказал, как при нем изменится работа СНБО 20

Но прежде предложил дождаться указа о назначении секретаря Совета Нацбезопасности.

Украина написала письмо про  языковой закон  главе Совбеза ООН
Украина написала письмо про "языковой закон" главе Совбеза ООН 83

В документе разъясняется, почему этот вопрос не относится к компетенции Совета безопасности.

Саакашвили написал Зеленскому письмо с просьбой вернуть ему гражданство
Саакашвили написал Зеленскому письмо с просьбой вернуть ему гражданство 255

Должностей и преференций политик у нового президента не просит.

Погоня в США: собака выпрыгнула из авто, спасаясь от автокатастрофы
Погоня в США: собака выпрыгнула из авто, спасаясь от автокатастрофы [видео] 920 1

Дом на колесах разбился, а водителя арестовали.

Непогода в Украине продолжается: за неделю эвакуировали 400 человек
Непогода в Украине продолжается: за неделю эвакуировали 400 человек 356

Спасателями была откачана вода из 230 жилых домов, 30 полей и частных домов.

Восемь украинских военных заблудились в Новотроицком и попали в плен
Восемь украинских военных заблудились в Новотроицком и попали в плен 1671 9

Военная прокуратура начала расследование и выясняет все обстоятельства инцидента.

ФАКТ. ЦБТ: отзывы о Международном конгрессе инноваций в инвестировании в Варшаве 43

Реформа энергорынка делает потребителя центральной фигурой, - политолог
Реформа энергорынка делает потребителя центральной фигурой, - политолог 108

В результате реформы рынка электроэнергии в Украине появится конкуренция на оптовом сегменте, у потребителя будет возможность выбирать.

Доллар начал дорожать
Доллар начал дорожать 983 1

После резкого снижения курса валют в начале недели в среду гривна начала терять свои позиции.

Синоптики предупредили о грозах и ливнях на выходных: желтый уровень опасности
Синоптики предупредили о грозах и ливнях на выходных: желтый уровень опасности [карта температур] 28

До конца недели Украину будет заливать, и только в воскресенье кое-где выглянет солнце.

Супрун прокомментировала борьбу Янины Соколовой с раком
Супрун прокомментировала борьбу Янины Соколовой с раком 1306 1

И.о. министра здравоохранения уверяет, что болезнь удалось победить многим.

Украинские подростки рассказали ЮНИСЕФ, что скрывают от родителей
Украинские подростки рассказали ЮНИСЕФ, что скрывают от родителей [инфографика] 359

Специалисты детского фонда ООН узнали, что дети рано теряют девственность, плохо питаются, сидят в Интернете и не ощущают себя счастливыми.

Организаторы  Евровидения  ошиблись при подсчете баллов в финале
Организаторы "Евровидения" ошиблись при подсчете баллов в финале [окончательные результаты] 20

В пересчитанной таблице некоторые участники конкурса поменялись местами.

Журналисты рассекретили место свадьбы Потапа и Насти
Журналисты рассекретили место свадьбы Потапа и Насти [видео] 329

Гулять молодожены и их звездные гости собираются 23 мая в ресторане под Киевом.

Маша Ефросинина:  Мне всегда хватало времени для беременности. Тимур, ты готов?
Маша Ефросинина: "Мне всегда хватало времени для беременности. Тимур, ты готов?" 764

Одной из самых красивых и топовых телеведущих 25 мая исполняется 40.

Александрия  впервые в истории взяла бронзу и прорвалась в Европу
"Александрия" впервые в истории взяла бронзу и прорвалась в Европу 75

Одно время футбольный клуб из райцентра на равных бодался с "Динамо", но для серебра силенок не хватило.

Шахтер  -  Динамо : на двоих два гола и 13  желтых
"Шахтер" - "Динамо": на двоих два гола и 13 "желтых" [фото] 286

Гранды украинского футбола сильнейшего не выявили.

Букмекеры оценили шансы сборной Украины на старте чемпионата мира U-20
Букмекеры оценили шансы сборной Украины на старте чемпионата мира U-20 167

"Сине-желтые" в пятницу начнут свой путь на мировом первенстве.