Ученые выяснили: включенный смартфон влияет на кровь

Фото: Weston A. Price Foundation

Об опасности мобильных телефонов ученые спорят с тех самых пор, как раздался первый звонок по сотовому, то есть больше 40 лет. И вот очередной эксперимент, его провели исследователи американского некоммерческого фонда Western A. Price Foundation. Результат: звонки мобильного телефона пробирают нас до костей и даже глубже. Они заставляют красные кровяные тельца сворачиваться в пружинки и ощетиниваться!

У десяти добровольцев три раза брали кровь из пальца. Средний возраст "подопытных" - 53 года, самому младшему 27 лет, старшему 75, все без серьезных заболеваний и регулярно пользуются сотовой связью - в среднем чуть больше часа в день, максимум 3,5 часа в сутки. Образцы крови исследовали под микроскопом, который соединен с цифровой видеокамерой и компьютером.

Первый анализ:

Как минимум 4 часа человек не пользовался телефоном, и трубки вообще не было рядом - ни на столе, ни в сумке.

Как ведет себя кровь под микроскопом? Красные кровяные тельца (эритроциты) круглые, в основном раздельные, приблизительно одного и того же размера, иногда слеплены или "наезжают" друг на друга.

Второй анализ:

Участник 45 минут ходит с рюкзаком на спине, а там лежит сотовый в режиме ожидания. Примерно так городские жители проводят большую часть дня: в метро, в машине, дома или в офисе трубка всегда находится поблизости.

И каков результат?

Под микроскопом видно, что красные кровяные тельца поголовно слепились друг с другом в длинные спирали, похожие на сжатые пружинки.

Третий анализ:

"Подопытный" 45 минут активно использует смартфон (говорит, заходит в Сеть). Два раза он прижимает трубку к уху на 5 минут для разговора. Остальное время смартфон в руках - эс­эмэски написать, френдленту полистать... В общем, имитировали самое обычное постоянное общение по сотовому. Для объективности в этот раз брали кровь не только из пальца на руке (руки соприкасаются с трубкой все время в отличие от других частей тела), но и из пальца ноги. Разницы никакой!

Что видно под микроскопом? Красные кровяные тельца слеплены, и многие из круглых стали бесформенными. А некоторые превратились в эхиноциты - клетки, похожие по форме на морского ежа с иглами.

Одинаковые изменения наблюдались у 9 из 10 участников эксперимента. В поведении тромбоцитов и лейкоцитов (белых кровяных телец) никаких перемен не замечено. На звонки откликались только эритроциты.

"Как долго все эти изменения в клетках сохраняются, еще предстоит изучить. Перед экспериментом участники не пользовались телефоном в течение 4 часов, и кровь у всех была в норме - так что можно предположить, что 4 часов для восстановления достаточно (да, но в реальной жизни мы не уносим трубку в другую комнату после каждого звонка! - Авт.). Однако тот факт, что реакция одинакова в крови пальцев рук и ног, говорит о системной реакции всего организма. Кровь пожилых участников эксперимента менялась заметнее, чем у молодых. Возможно, у молодежи организм уже привык постоянно сосуществовать с излучением сотового и стал менее чувствительным. Но и тут нужны новые исследования", - подчеркивают авторы.

Кликните для увеличения.

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

Клетки крови меняются, и это не всегда плохо

Кирилл КИРГИЗОВ, кандидат медицинских наук:

- Вам захотелось выбросить свой телефон? Зря. Я понимаю, авторы эксперимента хотели показать, что мобильник - это вредно, мы все заболеем. О том, что сотовый может вызвать рак, тоже давно говорят. Но связь так и не доказана, это я как онколог хорошо знаю. На самом деле по результатам можно сказать лишь то, что электромагнитное излучение, возможно, каким-то образом влияет на кровь. Клетки крови могут менять свою конфигурацию под воздействием очень многих факторов. И не всегда это плохо. С эхинацитами люди живут долго и счастливо, хотя в некоторых случаях они и могут быть признаками заболевания.

ДТП в Чехии: четверо украинцев погибли, один пострадал
ДТП в Чехии: четверо украинцев погибли, один пострадал [фото, видео] 650 1

Женщина находится в тяжелом состоянии.

В Минске потолок торгового центра упал на продавцов
В Минске потолок торгового центра упал на продавцов [фото, видео] 222

24-летняя девушка попала в больницу с черепно-мозговой травмой.

Кличко: в Шепетовке тоже вводят чрезвычайное положение
Кличко: в Шепетовке тоже вводят чрезвычайное положение 742

Председатель Ассоциации городов просит Президента и Кабмин вмешаться в происходящее.

Кто замерзнет следующим: больше всех за газ должны Киев и Днепр
Кто замерзнет следующим: больше всех за газ должны Киев и Днепр [карта] 733 6

"Нафтогаз" опубликовал карту-страшилку, из которой видно, какие еще города находятся под угрозой остаться без тепла.

Укрлендфарминг Бахматюка вошел в ТОП-20 лучших работодателей Украины
Укрлендфарминг Бахматюка вошел в ТОП-20 лучших работодателей Украины 133

Группа компаний "Укрлендфарминг" Олега Бахматюка, крупнейший украинский аграрный холдинг, который насчитывает около 30 ты с. персонала по всей стране, вошел в рейтинг лучших работодателей по версии журнала "Власть денег".

Вкладчики  А-Банка  штурмуют отделения с требованием вернуть депозиты
Вкладчики "А-Банка" штурмуют отделения с требованием вернуть депозиты 2073 3

"А-Банк" готовятся огласить банкротом, люди пытаются спасти свою депозиты, но на руки им дают не более 5 тыс. грн.

В соцсети Facebook произошел крупный сбой
В соцсети Facebook произошел крупный сбой 114

Более тысячи пользователей не смогли зайти на сайт.

Дело на 10 миллионов: ГПУ объявила о подозрении экс-вице-президенту МАУ
Дело на 10 миллионов: ГПУ объявила о подозрении экс-вице-президенту МАУ 172

В ведомстве утверждают, что раскрыли преступную схему, при помощи которой отмывались государственные деньги.

Марина Ярославская подарила родной школе компьютерный класс
Марина Ярославская подарила родной школе компьютерный класс 283

Умер Стэн Ли – создатель Человека-паука и Людей Икс
Умер Стэн Ли – создатель Человека-паука и Людей Икс 288

Комиксы писателя стали основой для практически всего продукта, создаваемого Marvel Comics.

Принц Чарльз проигрывает в популярности даже собственному внуку
Принц Чарльз проигрывает в популярности даже собственному внуку 333

"Вечному" наследнику британского престола 14 ноября исполняется 70 лет.

Звезда  Лиги смеха  Виктор Розовый: Мне нравится смотреть на Вселенную сквозь призму сарказма и иронии
Звезда "Лиги смеха" Виктор Розовый: Мне нравится смотреть на Вселенную сквозь призму сарказма и иронии 118

Капитан команды-победителя "Загорецька Людмила Степанівна" - о юморе, девушках и дебютной роли в кино.

Мотай на Усик: кто и что ждет украинского боксера в супертяжелом весе
Мотай на Усик: кто и что ждет украинского боксера в супертяжелом весе 211

"КП" в Украине" пообщалась с тренером и спортсменом о том, нужно ли Александру переходить в самую престижную и тяжелую категорию профессионального бокса.

Франк Рибери ударил журналиста в ответ на критику
Франк Рибери ударил журналиста в ответ на критику 171

Полузащитник "Баварии" после матча с дортмундской "Боруссией" сцепился с журналистом.

Усик вернулся в Украину: первые слова и эмоциональная встреча