25 ноября
Загрузить еще

Вагон Столыпина обшили броней, чтобы возить Сталина и Троцкого

Вагон Столыпина обшили броней, чтобы возить Сталина и Троцкого
Фото: Постой, паровоз, не стучите, колеса. Локомотив послушался. Фото: Олег Терещенко

Ворота Музея железнодорожного транспорта Юго-Западной Украинской железной дороги - словно портал в прошлое. Тебя встречает древний черный локомотив - кажется, из него вот-вот повалит дым, и он двинется в путь куда-нибудь на Слобожанщину. 

- Экспонаты собрали здесь к 140-летию Юго-Западной железной дороги в 2012 году. Многие - сталинской эпохи. Есть и середины советского периода, - начинает свой рассказ сотрудница музея Алла Уваренко. 

Она подводит нас к главной экспозиции - четырем пассажирским вагонам, в которых путешествовали сильные мира сего. 

А я вагон Столыпина узнаю по... двухглавому орлу!
Фото: ТЕРЕЩЕНКО Олег

Все норовят сходить в туалет Щербицкого

Первый - личный вагон секретаря ЦК Компартии Украины Владимира Щербицкого. Построенный в 1957 году и специально переоборудованный в 1970-х годах. Это настоящие апартаменты на колесах - несколько комнат: зал для совещаний с огромным, похожим на бильярдный столом; спальня с широкой кроватью и полноценная кухня.

Ванную Владимира Щербицкого открыли специально по просьбе "КП" в Украине". Фото: Википедия
Фото: ТЕРЕЩЕНКО Олег

- В рабочие поездки, например на съезд ЦК КПСС в Москву, он нередко ездил со своим обслуживающим персоналом. Для них предусмотрены отдельные купе на двоих, - продолжает наш проводник. 

- А что это за дверь?

- Там туалет, душ. Специально закрыли уборную от посетителей, потому что они то и дело норовят воспользоваться по назначению партийным унитазом. В других вагонах уже медные краны пооткручивали и унесли, тут еще хорошо, что остались, - сетует Алла Уваренко.

На этом диване глава украинских коммунистов перечитывал труды Ленина. Ну, или играл с помощниками в преферанс.
Фото: ТЕРЕЩЕНКО Олег

Ванная комната относительно небольшая, но здесь - белоснежная стандартная ванна, умывальник с винтажными  медными кранами, аккуратный унитаз. Из декора - милые ажурные занавески.

Кстати, в купе Щербицого, где стоят рабочий стол и просторная кровать, обтянутая велюром, очень симпатично смотрится ультрафиолетовый ночник. 

Привез премьера на верную смерть

Следующий вагон - столыпинский. Но не тот, в котором возили заключенных, а коим пользовался глава совета министров царской России Петр Столыпин. Именно в нем приехал политик в 1911 году в Киев на верную смерть во время спектакля (премьера застрелил анархист Дмитрий Богров).


Фото: ТЕРЕЩЕНКО Олег

Вагон сошел с конвейера в 1910 году в Венгрии, оформлен внутри с царской роскошью. Лакированное дерево на стенах, кожаные диваны, массивные столы, большие начищенные до блеска зеркала. Настоящий люкс. Надпись "Мест: 2" у входа тому подтверждение. Хоть и планировка сохраняется: зал - спальня - ванная - кухня - купе прислуги.

- После того как Столыпина убили, в этом вагоне путешествовали Сталин, Калинин, Троцкий. Специально для них его "обшили" бронированным поясом. Он доходит до уровня окон. Кстати, двери внутри тоже бронированные, со внутренней стороны на них защелки, которые нельзя открыть с обратной стороны, - поясняют в музее. - Многие советские деятели, опасаясь покушений, ездили в бронированных вагонах. 

Штаб на колесах

Далее по курсу вагоны военачальника Второй мировой Климента Ворошилова и верхушки ЮЗЖД. По своему оформлению они отличаются мало - типичная "советчина": скромные маленькие столы, табуретки, звезды над окнами, душ, как в какой-то общественной бане. Но каждый со своей историей. Например, Климент Ворошилов в первые недели Великой Отечественной войны организовал в своем вагоне военный штаб. Было это во время обороны Днепровской границы под Могилевом. Но и в мирное время маршал не забыл своего железного сотоварища и катался на нем по службе или с семьей на отдых. 

- Сейчас этим вагоном часто пользуются киношники. Последнее, что в нем снимали - фильм "Поводырь", - рассказывают музейщики.

Клим Ворошилов сделал из своего купе военный штаб. Фото: Википедия
Фото: ТЕРЕЩЕНКО Олег

Что касается второго вагона, то его стены помнят подписание политическими деятелями предварительного текста Договора об объединении Украинской народной республики и Западноукраинской народной республики. Было это в 1918 году на остановке в Фастове по дороге в Киев.

Все вагоны и сейчас могут двигаться, но только с тягачом и неспешно. Для съемок их не увозят далеко от станции. Железным исполинам остается только дремать под киевским небом и видеть сны о путешествиях и о своих знаменитых пассажирах. 

В ТЕМУ

Как путешествует элита

- Если в нужном направлении шел состав, спецвагон цепляли к нему. Нет - пересаживались на другой покомфортнее. Потому что тогда подгонять отдельный локомотив было "не модно" и дорого. Сейчас звезды едут в своих вагонах, когда нужно и куда нужно. Личный, например, есть у Аллы Пугачевой. Там внутри все по высшей категории. Двуспальная кровать из красного дерева, ванна с джакузи, биотуалет, небольшой зимний садик, - по секрету говорят на вокзале.

Новости по теме: Киев История Музей