Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Как дети становятся радикалами и можно ли это предотвратить

Как дети становятся радикалами и можно ли это предотвратить
Фото: Вита Заверуха воевала вместе с «Айдаром» и «Азовом». Но официально нигде не была оформлена. Фото: vk.com/vita_zaveruha

Знаменитостью мая стала блондинка из Винницы - 19-летняя Вита Заверуха, она же - ветеран АТО. Причастна ли Вита и еще трое арестованных к резонансному расстрелу милицейского патруля в Киеве, решит следствие. У драматической истории, которая произошла в ночь на 4 мая, кроме троих погибших и троих раненых, еще есть жертвы. В первую очередь это родители, которые потеряли своих детей. Папы и мамы подростков, примеряя ситуацию на себя, поеживаются: а вдруг и моя пай-девочка или пай-мальчик имеет свою тайную жизнь, которая доведет до беды?

Подростка исправить трудно

Киевлянка Оксана рассказывает, что после ареста Виты Заверухи тайком пересмотрела аккаунты своего 15-летнего сына. Намеков на "измы" - национализм, фанатизм, фашизм - не нашла. Но как знать, кто завтра может постучаться в профиль подростка и чем может его увлечь.

- Вот отсюда и вся беда, - ворчит 65-летний ветеран МВД Александр Леонтьев. - Когда я работал участковым, эти дети все у нас на ладони были - знали, где во дворах собираются, какие причуды могут замышлять. Чуть что - в детскую комнату милиции, письмо в школу, на работе родителям - выговор. А теперь они все в интернете, как в омуте. Не увидишь, не уследишь.

Экспертная оценка, конечно, примитивная, но факт, что "винницкие мстители", как сейчас называют Виту Заверуху, Андрея Романюка, Евгения Кошелюка и Николая Мнишенко, много времени проводили в соцсетях.

- Если в мире существует спирт и растет конопля, это не значит плохо. Плохо, если ими неправильно пользоваться, - говорит психолог пед­университета им. Драгоманова Илона Рашковская. - Так и соцсети. Ребенка нужно учить обращаться с ними с раннего возраста. Не бросать одного у компьютера, как это делают многие родители, радуясь, что дитя при деле, а вместе анализировать, обсуждать.

Правда, наш эксперт признает, что задачу, как обучить ребенка правильному восприятию виртуального  мира и соцсетей в частности, ученые и психологи сами еще не решили. Дети очень восприимчивы к экспрессии. Чем ее больше, тем охотнее они реагируют.

- Я недаром говорила о раннем возрасте, - продолжает Илона Рашковская. - Если речь идет о подростках, то излишний контроль приведет к отрицательному результату - ребенок будет делать то, что запрещают. Но продолжать говорить с ним надо, чтобы его понять.

Патрульная машина, которую 4 мая юные радикалы расстреляли из двух автоматов. Два бойцы бывшего "Беркута" погибли, трое милиционеров тяжело ранены. Фото: roadcontrol.org.ua 

Нажать на курок можно уже в 12 лет

Главный тревожный симптом, отмечает психолог, это появление в лексике сына или дочери слов, которые свидетельствуют о зарождающейся агрессии.

- Если ребенок оперирует понятиями "ненавижу", "надо все разрушить", "хочу убить", необходимо обсудить, что он имеет в виду, и извлечь уроки - прежде всего для себя. Подростки не могут объективно оценивать, как управлять государством, какое правительство правильное, а какое - нет. Это они перенимают от взрослых, бурно обсуждающих при детях политику, социальные вопросы и прочие горячие темы, - предупреждает психолог.

Подростку трудно себя тормозить. Если в какой-то момент он заражается вирусом идеи, то ищет единомышленников, примыкает к какой-то группе. И достаточно легко может возомнить себя судьей, палачом, крушителем мира. В мирное время это оставалось на словах и постах. А то, что мы переживаем сейчас, дает волю действиям. Особенно если подросток испытывает проблемы с самооценкой, хочет признания и готов платить за него любую цену - вплоть до риска собственной жизнью.

- В стране война, экономический кризис, крах иллюзий и ожиданий. На это наслаиваются жажда героизма и стремление к борьбе. Человек, который видел смерть своих друзей, уверен, что сам имеет право убивать, - считает психолог, военный эксперт Алексей Арестович. - Ребенок способен нажать на курок в 12 лет, а в 17 - и подавно.

Большинство - обычные подростки

Однако, по мнению наших экспертов, большинству родителей не стоит беспокоиться.

- Радикализм единичное, а не массовое явление. В основной массе современные подростки - обычные школьники, которые увлекаются музыкой, любят вкусную еду, мечтают о новом смартфоне и достаточно равнодушны к политике. Это нормально для их возраста. Взрослые сами во многом виноваты в том, что радикалов считают героями, они позволили детям примкнуть к себе там, откуда должны были прогнать, - говорит психолог Ирина Ковальская. - Я не знаю, что на самом деле сделали Вита Заверуха и ее приятели, но мальчик, который в 17 лет убегает на Майдан, девочка, идущая в 18 лет воевать в АТО, патриоты и герои только в литературном понимании этого слова. На самом деле это результат неправильного воспитания, десоциализации, родительских упущений.

Напомним, сейчас Вита Заверуха,  Андрей Романюк, Евгений Кошелюк и Николай Мнишенко содержатся в изоляторе временного содержания. В событиях 2 мая (расстрел поста ГАИ) и 4 мая (нападение на АЗС, расстрел патруля) каждому инкриминируется своя роль, которую должно доказать следствие. У арестованных много единомышленников и почитателей, которые организовывают акции в их поддержку.

МНЕНИЕ ПЕДАГОГА

Александр Плугин, завуч школы, историк: "В СССР это искусственно сдерживали"

- К сожалению, большинство детей сейчас ничем не заняты. Городских кружков, секций, комнат подростка практически не осталось. Школьники много времени проводят в безделье и  попадают под влияние взрослых людей, которые ради своих целей вовлекают их в радикальные течения. Имеется в виду участие в протестах, акциях и прочем.  Дети очень внушаемы, исторически и политически безграмотны, что очень удобно.

Радикальные движения, отмечает Александр Плугин, явление не новое. Они поднимаются каждый раз во время социального кризиса. Молодежь оказывается за бортом общественной жизни и пытается как-то внедриться в нее. В Украине также сказалось то, что 23 года у страны не было общей государственной целесообразной идеологии.

Как аналог можно привести Германию 1930-х годов. Там в свое время молодежь тоже искала внешнего врага и придумала себе борьбу за независимость против кого-то.

- Радикализм подра­зумевает желание изменений к лучшему, но нередко это выливается в экстремизм. Из украинцев известными радикалами были Франко, Грушевский. Во время Октябрьской революции - Ленин, Сталин, Троцкий, - напоминает педагог. - Полностью искоренить такое явление невозможно. Подобные настроения можно лишь свести к минимуму, как, например, в СССР, когда были пионеры, октябрята, комсомольцы, когда во всю силу работала государственная машина пропаганды, поддерживающая среди молодежи единую навязанную идеологию. Но едва она немножко ослабла в 80-х, как появились первые радикальные течения.

В Украине, считает наш эксперт, ситуация успокоится не скоро. Минимум 20 лет нам придется переживать последствия бурных событий.

- Государство должно выработать для молодежи нормальную идеологию. Но тут очень важно не перегнуть, как было в советское время, чтобы не вызвать эффект отрицания и новые негативные последствия, - говорит педагог-историк.

Новости по теме: ООС (АТО) Дети воспитание