Инспектор переучивания летного состава Владимир Шишкин: Вместо стюардесс в самолетах должны быть тренированные парни

Инспектор переучивания летного состава Владимир Шишкин: Вместо стюардесс в самолетах должны быть тренированные парни

Экипаж к полету готов... Но лишние крепкие руки ему бы не помешали. Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН/«КП» - Москва

33 года стажа летной работы, кандидат военных наук, ветеран боевых действий, автор книг по безопасности полетов на тяжелых самолетах.

Летчик изложил "КП" свою версию, что, по его мнению, послужило фундаментальной причиной этой аварии и какие уроки нужно вынести из нее.

ПРОБЛЕМА "УСЕЧЕННЫХ" ЭКИПАЖЕЙ

В последнее время появилась тенденция к сокращению рабочих мест в пилотской кабине. Меньше экипаж, меньше расходов, выше рентабельность авиа-компании.

Но вот свежий пример: пилот-камикадзе Андреас Любитц направил самолет в склон горы и свел счеты с жизнью, прихватив с собой еще 149 человек. Этой катастрофы могло и не быть, если бы конструкторы самолета предусмотрели в пилотской кабине место бортового техника. Но это не единственная проблема "усеченных" экипажей.

Как показали события 11 сентября 2001 года, террористы, не имея огнестрельного оружия, легко нейтрализовали экипажи, состоявшие из двух пилотов. У террористов были только пластмассовые ножи для разрезания бумаги. Если бы в пилотской кабине было три человека - два пилота и бортовой техник, - двое из них вступили бы в схватку с террористами. Из четырех захваченных самолетов только в одном было оказано сопротивление нападающим, и этот самолет не стал "управляемой крылатой ракетой"…

Необходимо также менять требования к бортпроводникам. По моему субъективному мнению, в салоне воздушного лайнера необходимы симпатичные тренированные парни, хорошо владеющие приемами самбо, и одна симпатичная бортпроводница для украшения экипажа. Дело не только в том, что иногда пассажиры, разогретые спиртным, начинают дебоширить, но и в необходимости поддержания порядка в экстремальной ситуации. А это уже не женская работа.

Эти предложения не досужий вымысел пилота-теоретика, а результаты анализа обстоятельств аварийных посадок пассажирских самолетов, в том числе и аварии самолета Ил-76 в Росиии (2000 год). Толковые авиаторы во главе с майором Камаловым предусмотрели, что посадка будет аварийной и времени на выпрыгивание из горящего самолета будет очень мало. Оценив ситуацию, они своевременно открыли аварийные люки, установили лестницы и успокоили темпераментных кавказцев. Один из членов резервного экипажа, имеющий титул чемпиона России по рукопашному бою, активно поддерживал порядок. Никто из пассажиров тогда не пострадал.

ЗАЩИТА ОТ ОТРАВЛЕНИЯ КУРИЦЕЙ

Конечно, современный лайнер, напичканный электронной автоматикой, может пилотировать и один человек (когда все нормально работает, и не очень умный справится), но в любой момент пилот может выключиться. Отмечены случаи, когда теряли сознание оба.

Это происходило, например, из-за попадания крупных птиц в лобовое стекло пилотской кабины, разгерметизации кабины экипажа, грозового разряда, ослепления экипажа в ночном полете, острого приступа стенокардии у командира корабля, пищевого отравления летчиков, взрыва кислородного баллона, пожара и задымления пилотской кабины.

Наибольшее количество отключений экипажей связано с медленной (ползучей), а потому незаметной и опасной разгерметизацией кабин. Как правило, экипаж тихо и мирно засыпал, а неуправляемый самолет переходил на снижение.

Здоровье пилота довольно часто не соответствует диагнозу, записанному в медицинской книжке. В одной из крупных авиакомпаний имел место случай, когда самолет Ту-114 вырулил на линию исполнительного старта и застопорился. Огромный лайнер не взлетел потому, что командир корабля умер из-за острого приступа стенокардии. Случись это уже во время разбега, последствия могли быть катастрофическими.

Экипаж может выключиться на любом этапе полета. Об одном таком случае рассказал авиационный писатель Анатолий Маркуша (летчик-испытатель Марк Галлай), когда летчики отравились рыночным шашлыком. Во время полета с включенным автопилотом они полностью потеряли работоспособность. Пассажиры ничего не заметили. Сообразительная стюардесса среди пассажиров вычислила пилота (одного из пассажиров провожала группа военных летчиков) и предложила ему пройти в пилотскую кабину. Опытный летчик благополучно приземлил лайнер в аэропорту "Внуково". И как истинный джентльмен незаметно ушел, не прощаясь со спасенным экипажем и пассажирами. 

11 КРИТИЧЕСКИХ МИНУТ ПОЛЕТА 

Во время столкновения в небе над Германией российского Ту-154 и "Боинга" на американском "грузовике" было только два человека. И это тоже сказалось на развитии аварийной ситуации. Сейчас, когда в небе над Европой становится все теснее, без визуального контроля внекабинного пространства не обойтись даже при современных системах межсамолетной навигации. Поэтому еще одна пара глаз в пилотской кабине не будет лишней. Можно привести массу примеров, когда бортовые техники, радисты, штурманы работали в полете топорами, лебедками, отвертками, устраняя неисправности в бортовых системах.

Нет сомнений в том, что во время полета по маршруту в автоматическом режиме нагрузка на экипаж невелика, однако абсолютное большинство аварий и катастроф приходится на взлет и заход на посадку (11 критических минут полета). Но именно на этих этапах полета скачкообразно возрастает вероятность грубых ошибок экипажа, а также отказов техники. Следовательно, нужны резервные члены экипажа.

Экипаж из двух человек - система с минимальными резервными возможностями, предполагающая надежную работу авиатехники, систем управления воздушным движением, хорошо оборудованные аэропорты. И, основываясь на анализе большого количества аварий и катастроф, однозначно и категорично утверждаю: экипаж современного тяжелого самолета должен состоять как минимум из четырех человек. Принцип конструктора Ильюшина "агрегат должен крепиться не менее чем четырьмя болтами" вполне применим и к экипажу современного самолета.

Оптимальный, на мой взгляд, вариант - командир экипажа, правый летчик (второй пилот), бортинженер и оператор. Летчики должны уметь выполнять обязанности инженера, а тот в свою очередь - пилотировать самолет.

Реализация хотя бы части моих предложений потребует затрат, но эти расходы несопоставимы с необратимыми потерями при катастрофах. 

Политика

Премьер Израиля Нетаньяху лично возглавил Минобороны
Премьер Израиля Нетаньяху лично возглавил Минобороны 81

Глава правительство решил взять оборонное ведомство под собственное крыло после отставки министра.

Власть продолжает бороться с неугодными политиками
Власть продолжает бороться с неугодными политиками 342

В Одессе националистическая организация “Национальный Корпус” заблокировала вход в здание, где должно было пройти собрание политической партии “НАШИ”.

Власти Кувейта запретили книги Федора Достоевского и Виктора Гюго
Власти Кувейта запретили книги Федора Достоевского и Виктора Гюго 167

Местное правительство считает, что произведения данных авторов оскорбляют ислам и угрожают национальной безопасности.

Происшествия

18-летней участнице  секс-скандала  не ходить на занятия посоветовали  правоохранительные органы
18-летней участнице "секс-скандала" не ходить на занятия посоветовали "правоохранительные органы" [фото] 671

По номеру телефона студентки Натальи Бурейко сейчас отвечает мужчина.

Пограничнику, на которого наехали контрабандисты, удалили селезенку
Пограничнику, на которого наехали контрабандисты, удалили селезенку 181

Нападение произошло на границе с Румынией.

На Сумщине убийцу-тирана помогли найти сельские слухи
На Сумщине убийцу-тирана помогли найти сельские слухи 417 1

Полгода 41-летний мужчина скрывал смерть своей супруги, закопав ее в саду матери.

Экономика

Bloomberg: санкции замедлили рост ВВП России на 6 процентов
Bloomberg: санкции замедлили рост ВВП России на 6 процентов 64

Также по российской экономике ударило падение цен на нефть.

Причина увольнения:  Он был недостаточно счастлив на рабочем месте
Причина увольнения: "Он был недостаточно счастлив на рабочем месте" 467 2

Холдинг куриного олигарха Косюка следит за эмоциями и весом сотрудников и "перемещает" толстых и несчастливых.

Нефть подешевела на четверть: Как это скажется на курсе, ценах и экономике
Нефть подешевела на четверть: Как это скажется на курсе, ценах и экономике 752

Нынешнее падение цен называют самым большим с 2015 года.

Общество

NASA запустит на Марс новую миссию
NASA запустит на Марс новую миссию 83

Исследователи планируют бурить поверхность красной планеты.

Ученые: Килограмм стал нематериальным
Ученые: Килограмм стал нематериальным 633

В течение века масса могла измениться.

В Шанхае открыли 18-этажный подземный отель
В Шанхае открыли 18-этажный подземный отель [фото] 478

Самые нижние ярусы располагаются под водой и открывают вид на огромный аквариум.

Светская хроника и ТВ

Девушка, над которой издевались из-за внешности, потратила 38 тысяч фунтов на пластику
Девушка, над которой издевались из-за внешности, потратила 38 тысяч фунтов на пластику [фото] 816

Над жительницей Цюриха постоянно смеялись в школе. Теперь же она стала звездой Instagram и говорит, что по-настоящему счастлива.

Pianoбой Дмитрий Шуров впервые пустил журналистов в свою студию звукозаписи

На актера из  Физрука  набросилась супруга с ножом
На актера из "Физрука" набросилась супруга с ножом 783

Юрия Катаев попал в больницу с ножевым ранением.

Спорт

Словакия – Украина: дебюты, травмы и феерия голов
Словакия – Украина: дебюты, травмы и феерия голов 170

Сегодня в рамках Лиги наций сборная Словакии разгромно победила сборную Украины.

Словакия – Украина: все, что нужно знать о матче Лиги наций
Словакия – Украина: все, что нужно знать о матче Лиги наций [видео, фото] 486

Сегодня сборная Украины в рамках Лиги наций сыграет матч против сборной Словакии. Рассказываем, где смотреть футбол, прогнозы и другие детали вокруг этого матча.

В Кременце попрощались с чемпионом мира по армрестлингу
В Кременце попрощались с чемпионом мира по армрестлингу [фото] 1501

Андрей Пушкарь погиб по дороге в аэропорт, сегодня он должен был быть на соревнованиях в Польше.