С Руслановой даже водку вместе пили
Свой выпускной вечер 93-летняя Вера Деревянко не забудет никогда. 22 июня 1941 года, оттанцевав школьный вальс, она пошла с одноклассниками встречать рассвет, когда по радио объявили о начале войны. Испуганная мать отправила девушку в Москву, к старшему брату, мол, он старший, мужчина - защитит.
- Но брат вскоре ушел на фронт, - вспоминает Вера Григорьевна. - И он говорил мне: "Сестренка, что мне с тобой делать?" Решил отправить меня учиться на связиста в Серпухов.
Отучившись, в феврале 1942 года молодая связистка попала на 1-й Белорусский фронт во 2-й Гвардейский кавалерийский корпус. Командовал им муж известной певицы, исполнительницы легендарной "Катюши" Лидии Руслановой генерал Владимир Крюков.
- У Крюкова я воевала до конца войны. С его женой познакомилась уже в Польше, - улыбается ветеран. - Мы стояли под Варшавой. Командир полетел в Москву на совещание и вернулся с Руслановой, представил ее личному составу. Вечером мы собрались компанией, там поближе познакомились с Руслановой - простая женщина, мы с ней даже водку вместе пили и говорили по душам. Потом частенько к нам в полк приезжала.
Увидеться после войны женщины смогли лишь спустя восемь лет в Калининграде на встрече сослуживцев.
- Первая жена Крюкова погибла, и у него осталась маленькая дочка Маргаритка. Командир ее везде с собой возил, и мы всем корпусом ее нянчили, - говорит Вера Григорьевна. - Потом малышку Русланова забрала с собой в Москву и там воспитывала как родную.
|
Ни одного немца так и не убила
Совсем юная девушка прошла всю войну, дошла до Берлина. Освобождала Беларусь, Польшу - точно, как в песне, прошагала пол-Европы.
Отважной связистке приходилось и стрелять.
- Правда, ни одного немца я так и не убила, не представилось случая просто, ну, или не попала, - смеется Вера Григорьевна. - Стреляла по самолетам, по танкам.
На фронте Вера Деревянко нашла свою первую и единственную любовь - молодого летчика.
- В 1944 году к нашему корпусу прикомандировали авиационное звено. Так я познакомилась со своим будущим мужем Ростиславом, - улыбаясь, вспоминает Вера Григорьевна. - Днем - бомбежки, Ростислав сбивал в небе вражеские самолеты, я передавала информацию из штаба. Встречались мы уже вечером. В части о наших отношениях знали, даже выделили отдельную комнату.
- А как вы поженились на фронте?
- Да никак! Просто стали жить вместе, вот и все.
Так, держась за руки, влюбленные встретили 9 мая в Берлине День Победы.
- 8 мая мы остановились в Грайфсвальде, под Берлином, - не сдерживает слез освободительница. - А 9 мая, в День Победы, вместе с мужем расписались на Рейхстаге. Угольками с костра написали свои фамилии и победную дату.
Ветеран говорит, что на фронте было все: и смех, и слезы, и горе, и смерть.
- Особенно мне запомнился случай в Польше. После боя наши солдаты пошли на разведку, чтобы набрать провизии у местных. Во время этой вылазки один боец умудрился пропить все, что у него было, даже лошадь. Вернулся в одном нижнем белье. Парню грозил военный трибунал, но Крюков сказал, что расстрелять мы его всегда успеем. Пусть во время следующего боя пойдет первым, и если вернется верхом на лошади - будет прощен, если погибнет - то хотя бы за Родину, а не за водку.
И что вы думаете, через некоторое время возвратился этот солдат верхом на белой лошади, да такой красивой, что глаз невозможно отвести. Где он ее взял - для меня до сих пор загадка.
|
"Васька Сталин такой смешной был - рыженький…"
Довелось Вере Григорьевне познакомиться и с сыном Сталина - Василием. До войны ее муж вместе с ним учился и служил в Москве в академии им. Жуковского, а потом они воевали в одном авиационном звене.
- Васька был самый обыкновенный, ничем не отличался. Рыженький, невысокого роста, любил выпить. После войны Сталин-младший прилетел в Калининград, где жили мы с мужем, и нашел моего Ростика, зашел в гости. Так я с ним познакомилась.
После войны муж привез Веру Григорьевну в Днепропетровск к своим родителям, а сам опять улетел продолжать службу.
- В июне 1946-го мы расписались, а 1 октября у нас родилась дочь, - окунулась в воспоминания Вера Григорьевна. - Беременной приходилось восстанавливать Днепропетровский вокзал, который после войны был полностью разрушен. Душа в душу мы прожили с мужем 42 года, у нас двое детей, четверо внуков и пять правнуков. Я работала заведующей библиотекой.
Знаете, когда я родила дочку, в роддоме мне выдали два одеяла, двенадцать пеленок, чепчики, распашонки, подгузники. Такой набор давали всем родившим женщинам. И это после войны! Мы не чувствовали себя брошенными, о нас заботились. А первая фраза, которую прочитала моя дочь, когда научилась читать, это надпись на доме "Проверено. Мин нет".