На троллейбусной остановке только я и женщина. В ожидании транспорта переминаемся с ноги на ногу. Время не очень позднее, но большинство горожан давно сидят по домам. Слякоть, моросит дождь. Ну где же этот чертов троллейбус? И вдруг хлопок. Вздрагиваю и оглядываюсь - у припаркованного невдалеке "Фиата", собравшегося отъезжать, стрельнуло колесо. А в ста метрах, прямо в луже, лежит женщина. Не шевелится. К ней уже бежит моя соседка по остановке.
- Вам плохо?
- Понимаете, я из Донбасса, - поднимается и вытирает дрожащие руки о пальто. - Подумала, снова бомбежка…
Проявите понимание
Эта история из мирного Днепропетровска. С лета 2014 года город принял более 80 тысяч переселенцев из Донецкой и Луганской областей. Первыми, кто начал покидать родные места и перебираться в Днепропетровск, были жители Славянска и Краматорска. Многие из них не стали дожидаться обстрелов, сразу собрали вещи и поспешили выехать.
- Это были проукраински настроенные люди, понимающие, что там им оставаться опасно, - говорит психолог Центра помощи переселенцам "Допомога Дніпра" Светлана Розова. - В анкетах для регистрации мы не стали писать графу "национальность", просто указали "Кем вы себя считаете?". Так вот, тогда переселенцы писали, что они - украинцы.
Ныне же, по словам психолога, на Днепропетровщину прибывают те, кто настроен против остальной Украины. Они просто хотят переждать опасное время и поскорее вернуться назад.
Следует понимать, говорит психолог, что жители Донбасса делятся, по сути, на две категории: те, кто имел там свой бизнес, и те, кто всю жизнь проработал в шахтах-копанках. Их взгляды на жизнь кардинально отличаются. Первые смогли наладить свой быт, переехав в чужой город. Вторые, привыкшие работать на хозяина, теряются. Они приучены за свою работу иметь зарплату и еду, поэтому делать что-либо самостоятельно не будут, просто потому что не умеют этого делать. Или не хотят.
- Переселенцы, которые прибывают к нам сейчас, в большинстве едут не "к нам", они едут "от". От бомбежек, от сидения в погребах, - объясняет психолог. - Поэтому не надо удивляться, если они рассказывают о том, что поддерживают так называемые "ДНР" и "ЛНР". Откровенное хамство нужно пресекать - бывает и такое, а что касается остального - проявите доброжелательность и понимание.
Сберечь психику ребенка
Так или иначе, все переселенцы напуганы и пребывают в состоянии стресса. Взрослые и подростки зачастую держат все в себе, они более закрыты. Малыши могут выразить свои переживания в рисунках. Для дошкольников очень важно внимание и детский коллектив. Ведь они вырваны из привычного круга, лишены возможности общаться со своими друзьями, поэтому психологи стараются отвлечь их играми и общением.
- Мы работаем и с родителями, ведь их поведение наследуют дети, - рассказывает Светлана. - Если мама спокойна, то и ребенок будет вести себя спокойно. Совсем маленькие так и вовсе не понимают, что происходит. Хотя, возможно, через несколько лет из подсознания всплывут какие-то воспоминания.
Зоя Петровна говорит, что к ним за помощью обращаются и днепропетровцы. К примеру, работники школ, в которых есть дети-переселенцы, просят помочь им и рассказать, как правильно вести себя с ними, чтобы по неосторожности не травмировать детскую психику.
Не хватает специалистов
На психологическую помощь беженцам кинули и профессиональные силы, и волонтеров - но все равно не хватает специалистов, тех же кризисных психологов. Волонтеров, казалось бы, много, но специальное образование у единиц. Да и не многие выдерживают - пропускать через себя чужие страхи, сомнения и мысли рядовому гражданину очень непросто. В Днепропетровском национальном университете на факультете психологии организовали волонтерское движение. Студенты и преподаватели не только оказывают помощь переселенцам, но и обучаются тому, чего нет в университетской программе.
- Мы работаем со студентами, которые переехали и перевелись к нам из Донбасса, - рассказывает заместитель декана по воспитательной работе факультета психологии Зоя Бондаренко. - Каждую неделю проводятся тренинги по повышению стрессоустойчивости. Плюс к этому специальные практикумы, где мы обучаем всех наших учащихся, как работать с людьми, покинувшими оккупированные территории.
К сожалению, констатируют психологи, в Украине до сих пор так и не создана единая структура, которая оказывала бы помощь переселенцам. И речь тут не только о психологической поддержке. Психолог приводит наглядный пример: кто-то отвечает за рукав, кто-то за пуговицу, но кто отвечает за костюм в целом - непонятно. Так же происходит со службами и управлениями, которые разрозненно занимаются беженцами.