28 марта

Ученые: древние змеи имели ноги

Фото: Змеи имели ноги? Фото: Julius Csotonyi / phys.org

Ученые обнаружили четыре вида древних змей. Обитали эти существа в промежутке 167-140 миллионов лет назад, что почти на 70 миллионов лет раньше предполагаемого образования подотряда змей. Выяснилось, что древнейшие змеи не только ели динозавров, но и обладали задними конечностями — хотя их череп уже принял характерную форму. О своих находках палеонтологи рассказали на страницах журнала Nature Communications, -пишет lenta.ru.

Старейшее животное из четырех описанных в статье, Eophis underwoodi, нашли на юге Англии. Крупнейшая змея -  Portugalophis lignites, была обнаружена в заброшенном угольном руднике Гимарота (Португалия) — она достигала метра в длину.  Скорее всего, она  обитала в заболоченных районах на островах Западной Европы.

Еще один вид (Diablophis gilmorei) нашли в речных отложениях на западе США (Колорадо). Змей посчитали базальной группой относительно известной патагонской рептилии Najash rionegrina.

По мнению ученых, новые находки опровергли теорию о внезапном появлении змей на древе эволюции (100 миллионов лет назад).

Предыдущие 70 миллионов лет эти пресмыкающиеся медленно развивали вытянутое тело с сокращающимися (или вовсе отсутствующими) конечностями. Широкий географический разброс найденных окаменелостей, а также их анатомия свидетельствуют о том, что существовали и более древние змеи — ученым только предстоит их найти.

Наконец, эволюция характерной для змей формы черепа и зубов случилась еще до того, как животные утратили конечности. Причиной этого, согласно наиболее популярной гипотезе, является переход к подземному образу жизни, потребовавшему освоить рытье нор.