Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Первый в СССР "горящий каскадер": "Защитой от огня служил асбест - обмазывали с ног до головы"

Первый в СССР
Фото: Александр не раз был горящим факелом. Фото: Из личного архива Вячеслава Дубинина

Высокий, подтянутый, плюс обаяние и веселая задоринка в глазах - сразу видно: актер. А ведь в  молодости Слава Дубинин даже не думал сниматься в кино. Он серьезно занимался боксом: выиграл Кубок СССР, входил в состав сборной Союза по боксу и в десятку лучших тяжеловесов. Позже работал тренером в Киевском военно-морском политическом училище.

 

Крестным отцом в кино стал Владимир Талашко

Однажды, приехав в родной Никополь, встретил знакомого, который попросил его передать привет актеру Владимиру Талашко: мол, вы там, в Киеве, все друг друга знаете. На экраны только вышел фильм "В бой идут одни "старики", Талашко был на пике славы. Только вот с ним лично Дубинин знаком не был. И как же выполнить просьбу? Помог случай.

- Как сейчас помню: на станции метро "Святошин" захожу в вагон и лицом к лицу сталкиваюсь с Володей, - рассказывает Вячеслав Иосифович. - Говорю ему: "Здравствуйте, вам привет из Никополя!" Слово за слово, разговорились. Он-то и пригласил меня на киностудию им. Довженко. Там познакомил Вячеслава с главным постановщиком трюков Александром Филатовым, и тот, сразу оценив фактуру, предложил попробоваться в роли каскадера. Слава, не раздумывая, согласился, и с того дня кино навсегда вошло в его жизнь.

Семь дублей "живого факела"

Почти за 40 лет каскадерства Вячеслав Иосифович чего только ни делал: прыгал с крыши дома, падал с лошади и с мотоцикла, был сбит машиной. Но коронным номером стали трюки с горением. Дубинин стал первым каскадером, "горящим заживо", не только в СССР, но и за рубежом.

- В 1987-м в картине режиссера Юрия Ильенко "Соломенные колокола" я дублировал Михаила Голубовича, которого по сюжету обливают бензином и поджигают, - вспоминает наш собеседник. - Специальных огнеупорных костюмов тогда не было, поэтому меня обмазали с ног до головы асбестом, а глаза прикрыли стеклышками из лампочек - только они могли выдержать температуру до 500 градусов. Дышать, когда поджигают, становится невозможно, поэтому все нужно делать на вдохе. Таким вот горящим факелом мне нужно было пройти приличное расстояние. Меня поджигали семь раз, пока наконец не сняли так, как хотел режиссер.

Нашлась роль и в мультике "Остров сокровищ". Фото: Из личного архива Вячеслава Дубинина

Бесстрашие каскадера так покорило Нину Матвиенко - тогда уже народную артистку УССР, которая тоже снималась в этой картине, что она подарила Дубинину свой билет в СВ-вагон - чтоб домой со съемок вернулся с комфортом.

Учил Скляра драться

На съемочной площадке Вячеславу Иосифовичу посчастливилось работать с Иннокентием Смоктуновским, Лией Ахеджаковой, Алексеем Горбуновым, Станиславом Садальским, Виталием Соломиным, с режиссерами Ежи Гофманом, Георгием Юнгвальд-Хилькевичем, Петером Флайшманном.

- Со всеми работалось хорошо, - улыбается каскадер. - Помню, в "Имитаторе", где я был постановщиком трюков, учил Игоря Скляра правильно бить. Он стал упираться: мол, не нужно меня учить, я сам боксом занимался. А я ему: "Как звали твоего тренера, помнишь? Нет? А я своего до сих пор помню".

В приключенческом фильме "Капитан "Пиллигрима". Фото: Из личного архива Вячеслава Дубинина

Дубинину и самому довелось сниматься. К примеру, сыграл одного из пиратов в "Острове сокровищ". Были и главные роли - в "Казаки идут" или "Дорога на Сечь". Эти картины показывались даже за границей, для украинских и российских эмигрантов. И практически каждая съемка сопровождалась казусными случаями.

- Как-то во время трюка перескакивавший через меня конь зацепил копытом чуть выше виска. Режиссер, завидя кровь, отправил меня к врачу прямо в костюме: халат в полоску, чалма, сабля болтается. Врач попросил положить коленку на коленку, стучит молоточком, а у меня ноль реакции. То же самое со второй ногой. Вижу, как у него расширяются зрачки. "Да у меня там защитные наколенники, я же только из кадра вышел", - говорю ему. Смеялись долго.

На съемках картины "Трудно быть богом". Фото: Из личного архива Вячеслава Дубинина 

Со спортом каскадер не прощался. Пять лет проработал тренером в Школе олимпийского резерва в Москве. Затем в 2000-м вернулся в Никополь, открыл свою школу кикбоксинга и вот уже почти 10 лет тренирует бесплатно ребят.

- Так получилось, что славы известных актеров мне не досталось, да и бешеных гонораров я не получал, - говорит он. - Но ни о чем не жалею, ведь познакомился с чудесными людьми и получал огромное удовольствие от работы. Вот и сейчас позовут сниматься - не откажусь. Ведь кино для меня - жизнь, а жизнь - кино. 

ФИЛЬМОГРАФИЯ

  • 1983 - "Возвращение с орбиты" (каскадер)
  • 1984 - "Груз без маркировки" (каскадер)
  • 1987 - "Соломенные колокола" (каскадер)
  • 1988 - "Узник замка Иф" (каскадер)
  • 1988 - "Остров сокровищ" (роль - пират)
  • 1989 - "Трудно быть богом" (эпизод)
  • 1990 - "Имитатор" (постановщик трюков, каскадер)
  • 1995 - "Дорога на Сечь" (роль - Боюн)
  • 2010 - "Брат за брата" (каскадер)
Новости по теме: каскадер История СССР