Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Как поздравляли с Рождеством 100 лет назад родню, начальство и врагов

Как поздравляли с Рождеством 100 лет назад родню, начальство и врагов
Фото: Поздравительная рождественская открытка начала ХХ века с видом весеннего паводка.

Поздравлять друг друга с зимними праздниками по почте с помощью художественных открыток киевляне начали с середины 1890-х годов. Именно тогда законы Российской империи отменили государственную монополию на выпуск почтовых карточек, которые до того имели строго функциональный вид: одна сторона для адреса, другая, чистая - для письма. Частные издатели открыток стали украшать свою продукцию изящными виньетками, видами городов, репродукциями картин, портретами известных деятелей и т. п. В ходу были и поздравительные карточки с разнообразными изображениями. 

Слава честным почтальонам

Рассылка этих посланий в напряженные предновогодние дни была для киевской почты непростым делом. Известно, что на рубеже XIX-ХХ веков число разнесенных по городу поздравлений с Рождеством и Новым годом превышало 600 тысяч, притом что население Киева составляло 260 тысяч человек (из которых процентов 40 - неграмотные). Накануне праздников в немногочисленных почтовых конторах выстраивались длинные очереди желающих вовремя отправить поздравления. Сортировка конвертов и открыток велась ночи напролет. А затем за дело брались штатные письмоносцы городской почты. Их было всего-то человек сорок, с ничтожным жалованием - 16 рублей в месяц, да два-три десятка нештатных помощников, нанятых специально для разноски новогодних поздравлений. Но эта скромная команда уже до 4 января ухитрялась доставить по адресам всю праздничную корреспонденцию! 

С памятником Шевченко

Если в царской России долгое время украинское слово оставалось под запретом, то западноукраинские открытки в честь Нового года и Рождества выходили довольно часто. А после 1905 года издателям Киева и Киевщины тоже было разрешено издавать карточки с украинскими надписями. Известна, например, серия открыток с изображением национальных рождественских обрядов, выпущенная в Белой Церкви.

Со времен Гражданской войны государственные издательства советского Киева прекратили выпуск открыток в честь Рождества. Да и почтовые карточки в честь Нового года в цветном художественном исполнении и массовым тиражом вошли в обиход только с 1950-х годов. Среди киевлян широко распространялась российская продукция с курантами Спасской башни и московскими атрибутами. Но украинские издания тоже встречались в изобилии. 

Разумеется, советская эпоха задавала определенные идейные предпочтения. К примеру, на новогодней открытке 1958 года, выпущенной в Киеве, празднично одетая девочка-украиночка оказалась в тщательно выверенной компании: рядом с ней девочка в русском кокошнике, парнишка в матроске с красной звездочкой и мальчик-китаец - символ тогдашней дружбы двух крупнейших соцстран. Однако в ходу были и традиционные украинские орнаменты, зимние виды Киева и другие схожие мотивы. Так, семья Павла Тычины под Новый год рассылала многочисленным друзьям и знакомым новогодние открытки с изображением памятника Тарасу Шевченко в снегу.  

Так выглядели праздничные карточки в 1910 году.

В ТЕМУ

Поздравительный стандарт

Большинство праздничных посланий было обращено к родным, близким, друзьям и подругам. Однако деловые отношения тоже не исключали подобных знаков внимания. Конечно, более активны в этом смысле были лица подчиненные, желавшие заверить в праздничный день о своем нижайшем почтении. И, главное, сделать это в подобающих выражениях, в меру уважительно, в меру подобострастно.    

Тем, кому сложно было ломать голову над надлежащим текстом письма, приходили на помощь предприимчивые люди, составлявшие и продававшие обширные пособия по использованию эпистолярного жанра. Сюда были включены различные типовые тексты. Они составляли прямо-таки гамму проявления чувств согласно личным или общественным отношениям автора и адресата.

Издание 1889 года рекомендовало приветствовать любимую бабушку такими словами: "Маленькая внучка Ваша поздравляет Вас с Новым годом и желает прожить много-много счастливых лет в радости и весельи. Ах, как бы я хотела Вас, милая моя бабушка, обнять и расцеловать. Но злая судьба не дает мне такого счастья. Крепко-крепко целующая Вас внучка".

Дружеские отношения с вышестоящим лицом предусматривали следующие тонкости формулировки: "Позвольте поздравить Вас с Новым годом и пожелать от всего сердца - нового счастья, а главное - здоровья. Мне кажется, я бы не хорошо прожил наступающий год, если бы не изъявил Вам новых доказательств моей преданности и не испросил бы продолжения Вашей дружбы, которую постараюсь заслужить точным исполнением Ваших поручений".

Высокопоставленному начальнику можно было адресовать следующие слова: "Считая своей священной обязанностью принести Вам поздравление с наступившим Новым годом, я пользуюсь случаем выразить Вам мое истинное уважение и искреннюю благодарность от чистого сердца. Я всегда стараюсь быть достойным Вашего покровительства". 

В адрес субъекта, отношения с которым выглядели натянутыми, предлагался текст: "С наступившим Новым годом! Не стану наполнять письма своего излишними учтивостями. Душа моя Вам известна; довольно сказать и того, что я желаю Вам исполнения всех Ваших желаний". 

Давка на киевской почте перед зимними праздниками. Карикатура из газеты "Киевская мысль", 1908 г.

КСТАТИ

Рождественский черный юмор

Перед зимними праздниками владельцы книжных и писчебумажных магазинов Киева, торговавшие открытками, потирали руки: их товар расходился на ура. То и дело запас поздравительных карточек оказывался недостаточным. Тогда в ход шли зимние виды города, на которые наспех наносили надпись "Съ Рождествомъ Христовымъ!" или "Съ Новымъ Годомъ!" Порой и их не хватало, так что в качестве рождественско-новогоднего ассортимента использовали все, что попало. Одна из таких открыток в честь Рождества изображала… домики Предмостной Слободки на левом берегу Днепра, затопленные весенним паводком. Что и говорить, с черным юмором у киевлян всегда был полный порядок.