Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
24 апреля
Загрузить еще

Киевлянин Василий Дончук погиб в бою в Северной Норвегии

Киевлянин Василий Дончук погиб в бою в Северной Норвегии
Фото: Василий Дончук ушел на фронт с первых дней войны. Фото: соцсети.

Василий Дончук родился в Киеве в рабочей семье.  Когда он был совсем маленьким, родители погибли. Родственников у мальчика не осталось, и его отдали в  детдом.

В 24 года Василий приехал в Хабаровск, где учился в Ейском летном училище, параллельно занимаясь в хабаровском аэроклубе.   По окончании учебы стал летчиком полярной авиации в Хабаровске, на трассах Дальнего Востока. Его основной задачей были "переброски" исследовательских партий геологов.   За годы работы в полярной авиации Дончук исколесил Камчатку, Чукотку, летал к зимовщикам полярных станций Новой Земли и Вайгача, жителям Большеземельской тундры и Заполярья.

Армия

В  1937 году Дончука призван в Советскую армию. Во время службы ему довелось принять участие в боях у озера Хасан. В 38 году Василий ушел в запас, устроившись на работу в Воркуту. Следующие три года его жизнь прошла спокойно. Все изменилось в 1941 году.

Дончук оказался в числе первых призванных в Красную армию. Уже в ноябре он был на фронте в Северном особом авиаотряде.  Он совершал полеты в тыл к партизанам. Доставлял им продовольствие и медикаменты, выбрасывал в тылу врага десантников, возил запасные части к самолетам, боеприпасы.

Василий Дончук погиб в 1944 году. 

Начав простым пилотом, вскоре Василиц стал командиром транспортного звена 5-го отдельного авиаполка, затем перешел в гвардейский бомбардировочным авиаполк, где  возглавил 108-ю отдельную разведывательную авиаэскадрилью.

Удача была на стороне Василия. Он успешно совершил 270 вылетов на дальнюю разведку объектов, 64 раза бомбардировала аэродромы, железнодорожные станции и другие объекты противника. Пять раз сумел посадить самолет в тылу врага.

Роковой вылет

Как известно, удача – дама капризная. Она отвернулась от Дончука  21 октября 1944 года. В то время эскадрилья Дончука  базировалась в Мурманской области, в поселке Африканда. В задачу Василия и его товарищей входили боевые и разведывательные вылеты в район норвежского города Киркенес, где гитлеровцы в 1944 году сосредоточили большое количество живой силы и техники.

Туда, в район Киркенеса, утром 21 октября 1944 года и поднял в небо свой "бостон" командир экипажа Дончук. Дважды за время полета экипаж выходил на связь: в первый раз – невдалеке от города, второй – над одним из фьордов. Третий выход в эфир сопровождался помехами, радист успел лишь сообщить, что дымит правый мотор и что взяли курс домой.

В Воркуте летчика называют одним из "героев воркутинцев". 

В Африканде тщетно прождали терпящий бедствие самолет. А после месячного ожидания в документах, оформленных на командира и двух членов экипажа, записали: "Не вернулся с задания". Это означало, что все трое погибли.

Лишь в 2014 году исследователи выяснили, что горящий самолет Дончука рухнул в фьорд недалеко от берега. Глубина фьорда в этом месте составляет примерно 40-70 метров. По всей видимости, сбитый "бостон" там остается по сей день…

Память

Уже в ноябре 1944 года Дончуку посмертно присвоили  звание Героя Советского Союза  посмертно. Он также получил ордена Ленина, Красного Знамени (дважды), Красной Звезды, Отечественной войны 2 степени, медаль "Партизану Отечественной войны" I степени.

Его именем названы улицы в Хабаровске, Киеве и Воркуте.

Улица имени Дончука в Воркуте. Фото: соцсети.

 

Новости по теме: День в истории