Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Донецкие коммунальщики: "На ремонты в опасные зоны едут только добровольцы. Еще никто не отказался"

Донецкие коммунальщики:
Фото: Донецкие коммунальщики - настоящие герои: не дают городу умереть. Фото: Ольга ГОРДО

Богатыри от водоканала

Вспоминаю хронологию водопроводных аварий и настроений в городе.

Первый раз, когда попали на фильтровальную станцию, воды не было три дня. Город занервничал: огромные очереди к киоскам с водой, разные нехорошие слухи о скорых эпидемиях и прочих ужасах. 

Никто не верил, что починят быстро - война, обстрелы, кто там полезет под пули ремонтировать? 

Второй раз богатыри от водоканала последствия попадания устранили за два дня. Население вообще не нервничало, очередей не наблюдалось.

Третий раз починка заняла один день. Дончане уже и не отвлекались от обычных дел.

Я позвонила в горводоканал с просьбой назвать контакты хоть одного из этих людей... Но получила встречное предложение - выехать на место аварии и прямо там со всеми и пообщаться. Разумеется, я - с дорогой душой!

40-50 поломок в сутки

В назначенное время меня встретил начальник производственного отдела КП "Донецкгорводоканал" Александр Зражевский. 

Мы едем в Куйбышевский район - фронтовой.

- Много аварий?

- За сутки около 40-50 на водопроводе, 60-70 - на канализации. Итого более 100 аварий ежедневно только в сетях. 

- Это все повреждения из-за обстрелов?

- (Усмехается.) Да нет, большинство поломок - из-за износа сетей. Те, что повреждены в результате боевых действий, у нас на особом счету, на сегодня их 12 из 200. Все поддерживаем в рабочем состоянии - пока это удается. Конечно же, в первую очередь ремонтируем ключевые объекты. Чтобы трубы не "рвались", система должна находиться под давлением, то есть быть постоянно с водой. А так как этим летом было много повреждений, то, понятно, прочности трубам это не добавило.

Народные методы

Подъезжаем к месту аварии. Дело серьезное: вода хлещет сплошным потоком по проезжей части, яма - метра три глубиной, внутри вода, насос ее выкачивает, вокруг колдуют трое рабочих и начальник участка Роман Потамошнев.

- По технологии, воду из системы надо спустить и заварить течь. Но так без воды останутся все окрестные дома, поэтому мы будем действовать по своей технологии. Она народная, не по стандартам, но - правильная, - посвящает меня в тонкости ремонтного процесса Александр. - Выкачаем воду, чтобы было видно, где прорвало, забьем свищ деревянным колышком. Дерево в воде набухнет и плотно закроет дыру. То, что торчит, срезаем заподлицо. А потом заварим - поставим латку.

За это время воду из ямы выкачали настолько, что уже видно трубу. Все - восстановили!

- Как в горячие точки отправляете работников?

- Приказной тон тут не работает. Как в военное время: "Ребят, надо отремонтировать, обстановка опасная, приказать не могу. Добровольцы есть?" Поскольку работают у нас бригады, а бригада - это почти семья, слаженный коллектив, то и решение ехать или нет принимают вместе. Не было еще такого случая, чтобы отказались. А после смены помогают своим же вставлять стекла, двери, чинить крышу… У многих рабочих жилье пострадало от обстрелов.

В это время из ямы выкарабкивается рабочий. Знакомимся с Романом Червинским.

- Приходилось вам выезжать в горячие точки на ремонт?

- Нет, Бог миловал…

- Да ладно! - вмешивается Роман Потамошнев. - А на Азотный не ездил? А на Красный Пахарь (в этих местах обстрелы происходят практически ежедневно. - Прим. авт.)? А на Октябрьском (район аэропорта. - Прим. авт.) не работал?

Бригадир лишь скромно улыбается: мол, то такое… Есть данные, что в разных коммунальных службах области во время боев погибло около полусотни коммунальщиков. Никаких сомнений: эти трудяги - настоящие герои.