19 апреля

Ученые количественно доказали феномен альтруизма

Фото: Подопытным предложили заработать, причиняя физические страдания с помощью электрических импульсов. Фото: thinkstockphotos

Психологи из Оксфордского университета поставили необычный эксперимент. Подопытным предложили заработать, причиняя физические страдания ближним. Объем заработка при этом поставили в зависимость от степени причиненной боли с помощью электрических импульсов.

В исследовании были задействованы 160 участников, условно разделенные на пары "финансист-испытуемый". Первый выбирал количество разрядов и соответствующую сумму заработка. Второй сохранял терпение.

Разряд вызывал болезненные ощущения, и был заранее рассчитан для каждого участника индивидуально. За одну сессию предлагалось заработать от £0,15 до £15. Компьютер раз за разом выдвигал выгодные предложения. Например, 7 разрядов за £10 или десять за £15. Всего было порядка 150–160 таких сессий.

Анонимность "сделок" сохранялась. Компьютер сам выбирал, кому из пары достанется наказание. Несмотря на полную безопасность и возможность заработать, ведущий партнёр выбирал менее суровый вид наказания, в тех случаях, когда страдать выпадало "зависимому".

По итогам эксперимента ученые были вынуждены объявить, что обнаружили альтруизм. Испытуемые тратили заработанное в тех случаях, когда им предлагалось облегчить страдания партнёра. С результатами исследования можно ознакомиться в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

ВСЕ ПОРОВНУ

Норвежские исследователи из университета Берген нашли зачатки врожденной справедливости у школьников в возрасте от 10 до 11 лет. Испытуемые зарабатывали деньги в ходе эксперимента и делили их строго поровну, независимо от того, насколько успешно они сами и их партнеры выполняли экспериментальное задание, пишет researchgate.net.