Чиновники из Донецкой и Луганской администраций констатируют: "В обществе высокая социальная напряженность". В городах, подконтрольных "ДНР" и "ЛНР", воздух сгущается с тех пор, как Кабмин ужесточил процедуру переоформления соцпособий. В один день надежды на положенные государством деньги лишились не только сотни тысяч пенсионеров, но и еще как минимум пять самых уязвимых льготных категорий - инвалиды, мамы-одиночки, малообеспеченные семьи, опекуны детей-сирот. Вместе с пенсиями тем, кто вынужден был остаться в зоне АТО, не приходится рассчитывать и на пособия по рождению ребенка, временные выплаты взамен алиментов и другую помощь тем, кто в силу обстоятельств не может работать. Точное количество таких людей никто назвать не может. По оценкам волонтеров, их столько, что можно заселить город средней величины.
Молодые мамы и сироты без копейки
То и дело тут говорят о голодных бунтах - многие не держали денег в руках по несколько месяцев. Такие люди выживают за счет гуманитарной помощи и бесплатного проезда.
"Держаться на плаву" помогают и волонтеры. В последнее время гуманитарку дают даже тем, кто не претендует на нее по закону - мамам маленьких детей (в пакете - памперсы и смеси) и беременным женщинам. Для первых такой пакет - настоящая находка. Ведь "детские деньги" не платят с лета.
- Для того чтобы уехать, нужен хотя бы минимальный стартовый капитал, - чуть не плачет мама полугодовалого Славика Анна Ченко. - А у нас и на жизнь тут, в собственной квартире, ни копейки. Мужу в НИИ зарплату не платят с июля. Не видим и детских денег. А пачка подгузников - 70 гривен. Только гуманитарка и спасает.
Сколько сейчас на территориях зоны АТО тех, кто из-за почти полугодового отсутствия выплат перебивается с хлеба на воду, не может сказать никто. Посчитать льготников очень сложно, да и не до этого властям сейчас. Для понимания, инвалидов в одном только Донецке - больше 45 тысяч.
- В Донецкой области около 266 тысяч инвалидов, - говорят в областном управлении статистики. - По сути, это - каждый шестнадцатый житель региона. Из них 26,3 тысячи, или почти 10%, имеют I группу инвалидности.
Надежда только на волонтеров
Неутешительные данные и у Донецкой областной организации инвалидов. Из зоны военных действий им удалось вывезти около 500 человек. Как выживают остальные, никто сказать не может.
- Практически все мои братья по несчастью сейчас еще более несчастны, - признался "Комсомолке" инвалид по зрению Виктор Егеев. - Если некоторые инвалиды труда могут выехать хотя бы физически, то как быть таким, как я, - слепым. Или того хуже - колясочникам, для которых обычный бордюр - непреодолимое препятствие. Власти как будто вычеркнули их из жизни. Одна надежда на волонтеров - бывает, приносят еды.
Сами волонтеры только разводят руками: как справиться с таким количеством недвижимых, одиноких и брошенных людей - не знают. Максимум, что могут сделать добровольные помощники, - доставить гуманитарку на дом, но для этого нужно, чтобы кто-то оставил заявку по телефону, а зачастую для одиноких инвалидов и это непосильная задача.