Жены двух украинских моряков, оказавшихся в греческой тюрьме, умоляют о помощи. Их мужья угодили за решетку, так как греки заподозрили мужчин в перевозке нелегалов.
|
В середине сентября херсонцы 27-летний Евгений Романюк и 32-летний Дмитрий Василенко арендовали малогабаритную яхту UNA 2618, принадлежащую украинскому судовладельцу. Из Очакова молодые люди взяли курс на Черногорию. Там ребята планировали по дешевке закупить разобранные на запчасти автомобили, чтобы дома собрать их и перепродать.
- Мой Женя – механик, для него техника – дело всей жизни, - говорит жена мореплавателя Вероника. – Но в море он ни разу не был, хотя в юности мечтал отправиться в рейс хотя бы электриком. Да и Диме не приходилось ходить под парусами. А тут дело выгодное подоспело, вот и решили рискнуть.
Чтобы не волновать благоверных, мужчины решили умолчать о том, что собираются в плавание. Позвонили, когда уже были в Черном море. Бодрым голосом сообщили: так, мол, и так, есть выгодное предложение, и обещали вернуться - недели через две. Вероника признается, что сразу почувствовала что-то неладное, неспокойно стало на сердце у женщины. Интуиция одесситку не подвела: прошло две недели, и связь с любимым оборвалась. А вскоре после этого Евгений позвонил домой уже из тюремного автомата в СИЗО на острове Лесбос. Оказалось, что мужчин арестовали в Эгейском море, чему предшествовала история.
- Ребята причалили к какому-то турецкому острову, чтобы заправиться, - взволнованно рассказывает Вероника. – На берегу к ним подошел человек и попросил в обмен на топливо перевезти семью на другой берег. Дима с Женей согласились, а ближе к ночи добрались до пункта назначения. Было уже темно, и море штормило, тогда они решили там заночевать, а утром продолжить свой путь.
|
Но осуществить задуманное не получилось: среди ночи яхтсменов разбудил странный шум. А когда ребята выбежали на палубу, то увидели, как, раскачивая судно, на борт стали взбираться люди. Контрабандистов-арабов было не меньше сорока. Они захватили судно и сами стали им управлять, взяв курс к неизвестному острову.
- Спорить было бесполезно, ведь им угрожали ножами, Женьке до кости порезали руку, - говорит женщина. – А когда захватчики доплыли туда, куда нужно, то бросили его истекать кровью на судне, а сами скрылись.
К тому времени яхта что называется "дышала на ладан", ведь малогабаритному судну еще не приходилось перевозить так много пассажиров. Кое-как Дмитрий "догреб" до ближайшего острова Лесбос, где была цивилизация, нашел там врача и рассказал милиционерам о происшествии. Однако, выслушав украинцев, греческие правоохранители истолковали по-своему рассказ и заподозрили их в перевозке нелегалов. Дмитрия сразу отправили за решетку, а Евгения еще некоторое время спасали в местной лечебнице. А вскоре Романюк присоединился к земляку.
- Ребята теснятся в камере, где кроме них еще с десяток заключенных из Турции и Греции, - рассказывает Вероника. – В тюрьме прохладно, а одежду у них отобрали – сидят в одних футболках. Из-за постоянной сырости у Жени не проходит насморк. Но еще больше страдает Дима – у него удалено одно легкое, а из-за недостатка кислорода он буквально стал задыхаться.
На обед арестантам приносят только каши и бобы. Но Евгений и от них отказывается– он отдает свою порцию смотрителю, чтобы тот позволил звонить домой по тюремному автомату. Чтобы поддержать товарища, Дмитрий отдает ему немного своей еды.
Допрос сменяется допросом, а защитить ребят некому. За адвоката в местном СИЗО требуют 5 тысяч евро, еще столько же просят за переводчика.
- У нас нет таких денег, даже не знаю, как будем выкручиваться! – вздыхает супруга моряка. - У нас с Аленой подрастают детки – ее малышу три годика, моему Валику девять. Он каждый день меня спрашивает, когда вернется папа, так переживает, что даже учебу забросил.
Официально
В региональном отделе МИДа о ситуации знают. Дипломаты работают над тем, чтобы обеспечить отсутствие претензий со стороны украинского консульства в Греции.
- Дело на контроле, после того, как родные соберут документы, морякам начнут готовить визы для возвращения в Украину, - отметили там.
В свою очередь, в фонде помощи морякам "Ассоль" нашли для пленников адвокатов.
- У механика больше шансов на освобождение, а смягчающим обстоятельством для него является то, что он не знал всех тонкостей и не принимал решения, - говорит председатель правления БО "Ассоль" Анна Муругова. – В свою очередь, капитан является представителем судовладельца на судне, поэтому его будут проверять более тщательно. Был случай, когда за перевозку нелегальных эмигрантов нашего земляка арестовали на 90 лет – и никакие деньги его не спасли. В любом случае, окончательное решение останется за греческой стороной. А многое будет зависеть от того, насколько предвзятыми или непоколебимыми окажутся судьи.
В фонде подчеркивают: законы морского права, действующего в мире, для всех одни. Там призывают осторожно выбирать судовладельца, а работодателей и арендодателей тщательно проверять, обращаясь в том числе и в их организацию.
Как помочь
Реквизиты карты ПРИВАТ БАНКА: 4149 4378 4736 9392
Получатель: Яшкина Вероника Владимировна